О генезисе человека
20-08-2014

Происхождение человека довольно изученная тема в современной науке, тем удивительнее, что среди подавляющей части соотечественников и поныне встречается обилие нелепиц и заблуждений насчет теории эволюции, а также религиозные, эзотерические и прочие мракобесные «альтернативы» ей.

Для человека, добросовестно изучавшего биологию в старших классах, не секрет, что современный вид Homo Sapiens произошел от общего предка с «обезьянами» путем накопления биологических изменений.

Но что послужило причиной такому скачку в развитии?

Что было катализатором для перехода из одного качества в другое?

Если взглянуть на физические данные человека и сравнить их с характеристиками других животных, то становится очевидным тот факт, что мы, люди, вовсе не венец природы. Мы слабее и медленнее многих хищников, вместо крепкого панциря имеем лишь тонкую кожу, мы не способны менять свою окраску, сливаясь с окружающей средой и т.д.

В борьбе за выживание у человекообразной обезьяны с ее физическими данными, надо признаться, мало шансов. Однако Homo Sapiens был наделен поистине величайшим даром – конечностями, способными преобразовывать окружающую среду. В условиях борьбы за выживание они оказали бесценную помощь нашим предкам. Да, у человекообразной обезьяны нет смертоносных когтей и клыков, но созданные им палки с острыми каменными наконечниками позволяют не только обороняться от крупных хищников, но и отвоевывать себе место под солнцем.

Использование огня, создание примитивных орудий, одомашнивание животных, земледелие и т.д. – все это продукты уже человеческого труда.

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он видоизменяет и приспосабливает предметы природы для удовлетворения своих потребностей.

Таким образом труд, вызванный потребностью выживания, и есть тот самый катализатор, позволивший человеку достичь всего того прогресса за столь малый промежуток времени относительно истории развития жизни на Земле.

Чем человек отличается от других животных?

Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Умом! Но позвольте, а как же так называемые «дети-маугли»? Ребенок, воспитанный в животной среде, уже никогда не овладеет письменностью, языком, членораздельной речью, т.е. становится необучаемым. У такого существа есть психика, примитивное сознание, но нет никаких намеков на осознание и тем более на существование личности.

Но откуда берется личность?

На ум приходит снова обыденный ответ — из мозга!

Разумеется, существование личности немыслимо без мозга и нервной системы, однако наличие физического носителя это необходимое, но недостаточное условие для существования личности. Этот факт подтверждает пример с «детьми-маугли».

Вернемся к нашим предкам. В первобытнообщинную формацию совместная жизнь для людей была единственно возможной и абсолютно необходимой. Только в группах при общественном разделении труда можно было сохранить себя и свой род. Изгнание из общества было тождественно смертному приговору.

Индивидуальный труд развивал физические и биологические характеристики представителя Homo. Но труд общественный вывел человекообразную обезьяну на совершенно новый уровень. Общественные отношения косвенно создают все то, что отличает детеныша-маугли от ребенка, выросшего в обычной современной городской семье. Прежде всего, это средства коммуникации (жесты, речь, письменность), которые со временем обрастают традициями и наконец, культурой. А потому личность вне общества по определению невозможна, так как предполагает наличие опыта взаимодействия с другими индивидами.

И не будет преувеличением сказать, что сама личность и есть продукт всех общественных отношений.

Представлять личность как сумму нейронных связей, атомов или клеток попросту неверно, ибо это возвращает нас на философские грабли «врожденных идей», возвращает к позитивизму. Иронично, что этот подход: разбить нечто на составные части, проинтегрировать их и объявить результат — опровергает сам опыт!

Источник



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.