Стратегия и тактика Коммунистического Интернационала в борьбе за диктатуру пролетариата (1928)
20-08-2011

Стратегия и тактика Коммунистического Интернационала

в борьбе за диктатуру пролетариата


1. Идеологии, враждебные коммунизму, в рабочем классе

В своей борьбе с капитализмом за диктатуру пролетариата революционный коммунизм наталкивается на многочисленные течения среди рабочего класса — течения, выражающие большую или меньшую степень идеологического подчинения пролетариата империалистической буржуазии или отражающие идеологическое давление на него со стороны мелкой буржуазии и мещанства, бунтующих временами против кандального режима финансового капитала, но неспособных к выдержанной и научно-продуманной стратегии и тактике борьбы и к проведению этой борьбы организованным путем, на основе суровой дисциплины, свойственной пролетариату.

Громадная социальная мощь империалистического государства со всеми его подсобными аппаратами: школой, прессой, театром, церковью — сказывается прежде всего на существовании конфессиональных и реформистских течений в среде рабочего класса, представляющих главнейшее препятствие на пути социалистической революции пролетариата.

Конфессиональные, религиозно окрашенные, направления в среде рабочего класса находят свое выражение в конфессиональных профессиональных союзах, часто непосредственно связанных с соответствующими политическими организациями буржуазии и примыкающих к той или другой церковной организации господствующего класса (католические профессиональные союзы, христианские союзы молодежи, еврейские сионистские организации и т. д.).

Все эти течения, будучи наиболее ярким продуктом идеологического пленения некоторых слоев пролетариата, носят в большинстве случаев романтически-феодальную окраску. Освящая святой водой религии все гнусности капиталистического режима и терроризируя свою паству призраками Загробных кар, руководители этих организации являются наиболее реакционными отрядами классового врага в стане пролетариата.

Коммерчески циничной и светски империалистической формой подчинения пролетариата идеологическому влиянию буржуазии является современный «социалистический» реформизм. Списывая свои основные заповеди со скрижалей империалистической политики, он имеет в настоящее время своим образцом сознательно антисоциалистическую и открыто контрреволюционную «Американскую федерацию труда». «Идейная» диктатура американской лакейской профбюрократии, в свою очередь выражающей «идейную» диктатуру американского доллара, стала через посредство английского реформизма и его королевских социалистов из «рабочей» партии важнейшей составной частью теории и практики всей международной социал-демократии и лидером Амстердамского интернационала, причем вожди германской и австрийской социал-демократии подкрашивают эти теории марксистской фразеологией, прикрывая ею свою полную измену марксизму. «Социалистический» реформизм, будучи главным врагом революционного коммунизма в рабочем движении и имея широкую организационную базу в социал-демократических партиях и через них — в реформистских профессиональных союзах, во всей своей политике и во всей своей теоретической установке обнаруживает себя как сила, направленная против пролетарской революции.

В области внешней политики социал-демократические партии под флагом «Защиты отечества» активно содействовали империалистической войне. Экспансия империалистического государства и «колониальная политика» находят в них всемерную поддержку: ориентация на контрреволюционный «Священный союз» империалистических держав («Лига наций»), проповедь «ультраимпериализма», мобилизация масс под лживо-пацифистскими лозунгами и в то же время активная поддержка империализма в его нападениях на СССР и в его грядущей войне против СССР — таковы основные черты внешней политики реформизма.

В области внутренней политики социал-демократия поставила своей задачей прямое содействие и прямую помощь капиталистическому режиму.

Полная поддержка капиталистической рационализации и стабилизации капитализма; обеспечение классового мира, «мира в промышленности»; политика врастания рабочих организаций в организации предпринимателей и разбойничьего империалистического государства; практика так называемой «хозяйственной демократии», на деле являющаяся практикой полного подчинения трестовскому капиталу; преклонение перед империалистическим государством, в особенности перед его лживо-демократическими вывесками; активное строительство органов этого государства: его полиции, армии, жандармерии, его классового суда; защита этого государства от всякого посягательства со стороны революционного коммунистического пролетариата и палаческая роль социал-демократии во времена революционных кризисов — такова линия внутренней политики реформизма. Симулируя профессиональную борьбу, реформизм главной своей задачей и в данной области ставит такое ведение этой борьбы, которое гарантировало бы класс капиталистов от всех и всяческих потрясений и во всяком случае обеспечивало бы полную неприкосновенность основ капиталистической собственности.

В области теории социал-демократия изменила марксизму полностью и целиком, пройдя через ревизионистский этап к законченному либерально-буржуазному реформаторству и откровенному социал-империализму; учение Маркса о противоречиях капитализма она заменила буржуазным учением о его гармоническом развитии; учение о кризисах и обнищании пролетариата она сдала в архив; грозную и пламенную теорию классовой борьбы она превратила в пошлую проповедь классового мира; учение об обострении классовых противоречий она променяла на мещанскую басню о «демократизации» капитала, на место теории неизбежных при капитализме войн она поставила буржуазный обман пацифизма и лживую проповедь «ультраимпериализма»; теорию революционного крушения капитализма она разменяла на фальшивую монету «здорового» капитализма, мирно превращающегося в социализм; революцию она заменила эволюцией; разрушение буржуазного государства — его активным строительством; учение о пролетарской диктатуре — теорией коалиции с буржуазией; учение о международной пролетарской солидарности — учением о защите империалистических отечеств; диалектический материализм Маркса— идеалистической философией и кокетничанием с религиозными отбросами буржуазии.

Внутри этого социал-демократического реформизма выделяется ряд направлений, особо характерных с точки зрения буржуазного вырождения социал-демократии.

«Конструктивный социализм» (Макдональд и Ко), в самом своем названии носящий идею борьбы с революцией пролетариата и положительного отношения к капиталистическому строю, продолжает либерально-филантропические антиреволюционные в буржуазные традиции фабианства (супруги Веббы, Б. Шоу, лорд Оливьер и т. д.). Принципиально отрицая диктатуру пролетариата и насильственные средства борьбы против буржуазии, он поддерживает насильственную борьбу против пролетариата и колониальных народов. Будучи апологетом капиталистического государства, проповедуя под видом социализма, государственный капитализм, объявляя — вместе с наиболее вульгарными идеологами империализма обоих полушарий — теорию классовой борьбы «донаучной» теорией, «конструктивный социализм» проповедует на словах умеренную программу национализации с выкупом, налог на земельную ренту, налог на наследства и обложение сверхприбыли как средство уничтожения капитализма. Будучи решительным противником диктатуры пролетариата в СССР, «конструктивный социализм» в полном союзе « буржуазией является активным врагом коммунистического движения пролетариата и колониальных революций. — Особым видом «конструктивного социализма» является «кооператизм» или «Кооперативный социализм» (Шарль Жид, Тотомьянц и Ко), который тоже решительно отвергает классовую борьбу и пропагандирует кооперативную организацию потребителей как средство мирным путем преодолеть капитализм, на деле всемерно содействуя его укреплению. «Кооператизм», располагающий » лице массовых организаций потребительской кооперации широким пропагандистским аппаратам для повседневного систематического воздействия на широкие массы, ведет ожесточенную борьбу с революционным рабочим движением, препятствуя осуществлению его целей, и представляет сейчас один из активнейших факторов в лагере реформистской контрреволюции.

Так называемый «гильдейский социализм» (Пенти, Ораж, Гобсон и др.) является эклектической попыткой объединить «революционный» синдикализм с буржуазно-либеральным фабианством, анархистскую децентрализацию («национальные промышленные гильдии») с государственно капиталистической нейтрализацией, цеховую ремесленную ограниченность средневековья с современным капитализмом. Исходя из словесного требования уничтожения «системы заработной платы» как «имморального» института, который должен быть отменен рабочим контролем над промышленностью, гильдейский социализм совершенно обходит важнейший вопрос — вопрос о власти. Стремясь объединить рабочих, интеллигентов и техников в федерацию национальных промышленных «гильдий» и превратить эти гильдии мирными путями («контроль изнутри») в органы управления промышленностью в рамках буржуазного государства, гильдейский социализм на деле защищает это государство, затушевывает его классовый, империалистический, антипролетарский характер и отводит ему место «внеклассового» представителя интересов «потребителей» как противовес «производителям», организованным в гильдии. Своей проповедью «функциональной демократии», т. е. представительства классов капиталистического общества, изображаемых как профессии с их особыми общественно-производственными функциями, гильдейский социализм прокладывает дорогу «корпоративному государству» фашизма. Отрицая парламентаризм и в то же время отрицая. «прямое действие», большинство гильдейских социалистов обрекает рабочий класс на полное бездействие и пассивное подчинение буржуазии. Он представляет таким образом своеобразный трэд-юнионистский утопический оппортунизм и как таковой не может не играть антиреволюционной роли.

Особой формой социал-демократического реформизма является наконец австромарксизм. Будучи составной частью «левого» крыла социал-демократии, австромарксизм представляет собою наиболее тонкую форму обмана трудящихся масс. Проституируя марксистскую терминологию и в то же время решительно порывая с основами революционного марксизма (кантианство, махизм и т. д. «австромарксистов» в области философии), кокетничая с религией, списывая у английских реформистов теорию «функциональной демократии», стоя на точке зрения «строительства республики», т. е. строительства буржуазного государства, австромарксизм рекомендует «кооперацию классов» в периоды так называемого «равновесия классовых сил», т. е. как раз тогда, когда назревает революционный кризис. Эта теория означает оправдание коалиции с буржуазией для ниспровержения пролетарской революции под маской защиты «демократии» от нападения реакции. Объективно и на практике насилие, допускаемое австромарксизмом в случаях нападения реакции, превращается в насилие реакции против революции пролетариата. «Функциональная роль» австромарксизма состоит в обмане рабочих, уже идущих к коммунизму, и поэтому австромарксизм является особо опасным врагом пролетариата, более опасным, чем открытые сторонники разбойничьего социал-империализма.

Если все эти течения, будучи составными частями «социалистического» реформизма, являются агентурой империалистической буржуазии в среде рабочего класса, то, с другой стороны, коммунизм сталкивается с рядом мелкобуржуазных течений, отражающих и выражающих шатание неустойчивых общественных слоев (городская мелкая буржуазия, разлагающееся городское мещанство, люмпен-пролетариат, деклассированная интеллигентская богема, нищающие ремесленники, некоторые слои крестьянства и т. д. и т. п.). Эти течения, отличаясь крайней политической неустойчивостью, нередко покрывают девой фразеологией правую политику или впадают в авантюризм, заменяя объективный учет сил крикливой политической жестикуляцией, переходя нередко от невероятного революционного чванства к глубочайшему пессимизму и настоящей капитуляции перед врагом. Эти течения при некоторых условиях, в особенности при крутых изменениях политической ситуация и при необходимости временного отступления, могут стать опаснейшими дезорганизаторами пролетарских рядов и тем самым — тормозом революционного движения пролетариата. Анархизм, наиболее выдающиеся представители которого (Кропоткин, Жан Грав и др.) изменнически перешли во время войны 1914—1918 гг. на сторону империалистической буржуазии, отрицает необходимость широких централизованных и дисциплинированных организаций пролетариата и тем самым оставляет его бессильным перед лицом могущественных организаций капитала. Проповедуя индивидуальный террор, он отвлекает пролетариат от метода классовой организации и массовой борьбы. Отрицая диктатуру пролетариата во имя абстрактной «свободы», анархизм лишает пролетариат важнейшего и самого острого оружия против буржуазии, ее армий, всех ее репрессивных органов. Далекий от какого бы то ни было массового движения в важнейших центрах пролетарской борьбы, анархизм все более превращается в секту,» всей своей тактикой и всеми своими выступлениями, в том числе выступлениями против диктатуры рабочего класса в СССР, объективно включающую себя в единый фронт антиреволюционных сил. Революционный» синдикализм, многие идеологи которого перешли во время наиболее критического военного периода в лагерь «антипарламентских» контрреволюционеров фашистского типа или превратились в мирных реформистов социал-демократического образца, подобно анархизму, своим отрицанием политической борьбы (в частности революционного парламентаризма) и революционной диктатуры пролетариата, своей проповедью цехового децентрализма в рабочем движении вообще, в профессиональном движении в особенности, своим отрицанием партии пролетариата, своим отрицанием необходимости восстания и своей переоценкой всеобщей стачки (а тактика скрещенных рук») мешает революционизированию рабочих масс повсюду, где он имеет какое-либо влияние.

Его нападки на СССР, связанные с отрицанием пролетарской диктатуры вообще, ставят его в этом отношении на одну доску с социал-демократией.

Все эти течения и направления сходятся с социал-демократией, этим главным врагом пролетарской революции, в основном вопросе политики — вопросе о диктатуре пролетариата. Поэтому все они более или менее определенно выступают в одном фронте с социал-демократией против СССР. С другой стороны, социал-демократия, целиком и полностью изменившая марксизму, опирается все более и более на идеологию фабианцев, конструктивных и гильдейских социалистов.

Эти течения превращаются в официальную либерально-реформистскую идеологию буржуазного «социализма» Второго интернационала.

В колониальных странах и среди угнетенных народов и рас вообще коммунизм сталкивается в рабочем движении с влиянием своеобразных течений, которые в определенную фазу развития играли известную положительную роль, но которые становятся реакционной силой на новом этапе развития.

Сун-ят-сенизм в Китае являлся идеологией мелкобуржуазного, народнического «социализма». В учении о «трех принципах» (национализм, демократия, социализм) понятие народа покрывало и скрывало понятие классов, социализм представлялся не специфическим и особым способом производства, осуществляемым особым классовым носителем — пролетариатом, а неопределенным общественным благосостоянием; борьба с империализмом не была увязана с перспективами развития классовой борьбы внутри страны. Поэтому сун-ят-сенизм, сыграв на первой стадии китайской революции огромную положительную роль, в результате дальнейшей классовой дифференциации в стране и дальнейшего хода китайской революции из идеологической формы ее развития превратился в, оковы этого развития. Эпигоны сун-ят-сенизма, всемерно раздувая как раз те его идеологические черты, которые стали объективно реакционными, превратили его тем самым в официальную идеологию гоминдана, ставшего открытой контрреволюционной силой. Идеологический рост масс китайского пролетариата и трудящегося крестьянства должен, следовательно, сопровождаться решительной борьбой против гоминдановского обмана и преодолением остатков идеологии сун-ят-сенизма.

Такие течения как гандизм в Индии, насквозь проникнутые религиозными представлениями, идеализирующие наиболее отсталые и экономически реакционные формы быта, видящие выход не в пролетарском социализме, а в возврате к этим отсталым формам, проповедующие пассивность и отрицание классовой борьбы, превращаются в процессе развития революции в открыто реакционную силу. Гандизм все более становится идеологией, направленной против революции народных масс. Он должен быть предметом решительной борьбы со стороны коммунизма.

Гарвизм, бывший ранее идеологией негритянских мелких собственников и рабочих в Америке, имеющий еще и теперь известное влияние на негритянские массы, стал точно так же в настоящее время препятствием на пути революционизирования этих масс. Выступавший вначале за полное общественное равноправие негров, он превратился в своеобразный негритянский «сионизм», который вместо борьбы против американского империализма выставил лозунг: «назад в Африку!». Эта опасная идеология, лишенная каких бы то ни было подлинно-демократических черт, заигрывающая с аристократическими атрибутами несуществующего «негритянского королевства», должна встретить жестокий, отпор, так как она не способствует, а, наоборот, препятствует массовой освободительной борьбе негров против американского империализма.

Всем этим течениям противостоит пролетарский коммунизм. Будучи великой идеологией международного революционного рабочего класса, он отличается от всех этих течений, и в первую очередь от социал-демократии — тем, что в полном согласии с учением Маркса—Энгельса он ведет теоретическую и практическую революционную борьбу за диктатуру пролетариата, применяя при этом все формы пролетарскою массового действия.

2. Основные задачи коммунистической стратегии и тактики

Успешная борьба Коммунистического интернационала за диктатуру пролетариата предполагает наличие сплоченной, закаленной в боях, дисциплинированной, централизованной, тесно связанной с массами коммунистической партии в каждой стране.

Партия является авангардом рабочего класса, состоящим из лучших, наиболее сознательных активных и мужественных членов класса. Она воплощает совокупный опыт всей пролетарской борьбы. Опираясь на революционную теорию марксизма, представляя общие и длительные интересы класса в его целом, партия олицетворяет единство пролетарских принципов, пролетарской воли, пролетарского революционного действия. Она представляет собою революционную организацию, связанную железной дисциплиной и строжайшим революционным порядком демократического централизма, что достигается сознательностью пролетарского авангарда и его преданностью революции, его умением быть в неразрывной связи с пролетарским массами, правильностью политического руководства, проверяемого и разъясняемого на опыте самих масс.

Чтобы разрешить историческую задачу завоевания диктатуры пролетариата, коммунистическая партия должна предварительно поставить и выполнить следующие основные стратегические цели.

Завоевание под свое влияние большинства членов собственного класса, в том числе женщин-работниц и рабочей молодежи. Для достижения этого необходимо обеспечить решающее влияние компартии на широкие массовые организации пролетариата (советы, профсоюзы, фабзавкомы, кооперативы, спортивные, культурные организации и т. д.). В особенности важное значение с точки зрения завоевания большинства пролетариата имеет овладение профсоюзами, этими действительно массовыми организациями рабочего класса, связанными с повседневной его борьбой. Работа в реакционных профсоюзах и умелое овладение ими, завоевание доверия широких профессионально-организованных масс, смещение и «снятие с постов» реформистских руководителей есть одна из важнейших задач подготовительного периода. Завоевание диктатуры пролетариата предполагает также осуществление гегемонии пролетариата над широкими кругами трудящихся масс. Для осуществления этого компартия должна завоевать под свое влияние массы городской и деревенской бедноты, низших слоев интеллигенции, так называемого «мелкого люда», т. е. мелкобуржуазных слоев вообще. Особенно большое значение имеет работа по обеспечению влияния партии среди крестьянства. Компартия должна заручиться полной поддержкой наиболее близких пролетариату слоев деревни, а именно — сельскохозяйственных рабочих и деревенской бедноты. Для этого необходима особая организация батрачества, всемерная поддержка его в борьбе с деревенской буржуазией и энергичная работа среди парцелльного и мелкого крестьянства. По отношению к средним слоям крестьянства компартия должна (поскольку речь идет о странах развитого капитализма) проводить политику их нейтрализации. Решение всех этих задач пролетариатом, становящимся носителем интересов всего народа и руководителем широчайших народных масс в их борьбе против гнета финансового капитала, является обязательной предпосылкой победоносной коммунистической революции.

С точки зрения мировой борьбы пролетариата важнейшими стратегическими задачами Коммунистического интернационала являются задачи революционной борьбы в колониях, полуколониях и зависимых странах. Эта борьба предполагает завоевание под знамена революции широких масс колониального рабочего класса и крестьянства, что невозможно без самого тесного содружества между пролетариатом угнетающих наций и трудящимися массами наций угнетенных.

Организуя революцию против империализма под знаменем пролетарской диктатуры в так называемых «цивилизованных державах», Коммунистический интернационал поддерживает всякое движение против империалистического насилия в колониях, полуколониях и зависимых странах (например в Латинской Америке); ведет пропаганду против всех видов шовинизма и империалистического третирования великих и малых порабощенных народов и рас (отношение к неграм, «желтому труду», антисемитизм и т. д.), и поддерживает борьбу этих последних против буржуазии угнетающей нации. В особенности энергично Коммунистический интернационал ведет борьбу с шовинизмом среди великодержавных наций, шовинизмом, проповедуемым как империалистической буржуазией, так и ее социал-демократической агентурой — Вторым интернационалом, постоянно противопоставляя практике империалистической буржуазии практику Советского Союза, осуществившего братские отношения равноправных народов. В странах империализма коммунистические партии должны оказывать систематическую помощь колониальным освободительно-революционным движениям и движениям угнетенных национальностей вообще. Эта обязанность оказывать им самую активную помощь ложится в первую голову на рабочих той страны, от которой угнетенная нация зависит в финансово-экономическом или политическом отношениях. Со стороны компартий необходимо открытое признание права Колонии на отделение и пропаганда этого отделения, т. е. пропаганда независимости колоний от империалистического государства, признание их права на вооруженную защиту от империализма (т. е. на восстание и революционную войну), проповедь и активная поддержка этой защиты всеми возможными средствами. Такая же линия обязательна для коммунистических партий и по отношению ко всем угнетенным нациям.

В самих колониальных и полуколониальных странах коммунистические партии обязаны вести наиболее смелую и последовательную борьбу с иностранным империализмом, при непременной пропаганде идеи сближения и союза с пролетариатом империалистических стран; открыто выставить, пропагандировать и проводить в жизнь лозунг аграрной революции, поднимая широкие массы крестьянства на свержение гнета помещиков и ведя борьбу с реакционным и средневековым влиянием духовенства, миссий и т. п. элементов.

Основной задачей является здесь задача самостоятельной организации рабочих и крестьян (классовая коммунистическая партия пролетариата, профсоюзы, крестьянские союзы и комитеты, в условиях революционной ситуации — советы и т. д.) и освобождение их из-под влияния национальной буржуазии, временные соглашения с которой допустимы лишь постольку, поскольку она не препятствует революционной организации рабочих и крестьян и ведет действительную борьбу против империализма.

При определении своей тактической линии каждая коммунистическая партия .должна учитывать конкретную внутреннюю и внешнюю обстановку, соотношение классовых сил, степень устойчивости и силы буржуазии, степень подготовленности пролетариата, позицию промежуточных слоев и т. д. В зависимости от всех этих условий партия определяет свои лозунги и методы своей борьбы, исходя из необходимости мобилизации и организации возможно более широких масс на возможно более высоком уровне этой борьбы. Выставляя ряд переходных лозунгов при складывающейся революционной ситуации и предъявляя ряд частичных требований, определяемых конкретной обстановкой, партия должна соподчинять эти требования и эти лозунги своей революционной цели захвата власти и ниспровержения буржуазно-капиталистического общества. Недопустимы как отрыв от повседневных нужд и повседневной борьбы рабочего класса, так и ограничение деятельности партии этими повседневными нуждами и повседневной борьбой. Задачей партии является, исходя из этих повседневных мелких нужд, вести рабочий класс к революционной борьбе за власть.

При наличии революционном подъема, когда господствующие классы дезорганизованы, когда массы находятся в состоянии революционного брожения; когда промежуточные слои колеблются в сторону пролетариата, когда массы готовы на выступления и жертвы, — перед партией пролетариата возникает задача вести их в прямую атаку на буржуазное государство. Это достигается путем пропаганды все обостряющихся переходных лозунгов (лозунг советов, рабочего контроля над производством, лозунг крестьянских комитетов для захвата помещичьей земли, лозунг разоружения буржуазии и вооружения пролетариата и т. д.) и организации массовых выступлений, которым должны быть соподчинены все отрасли партийной агитации и пропаганды, в том числе и парламентской. К этим массовым выступлениям относятся: стачки, сочетание стачек и демонстраций, сочетание стачек и вооруженных демонстраций, наконец, генеральная стачка совместно с вооруженным восстанием против государственной власти буржуазии. Последняя наивысшая форма борьбы опирается на правила военного искусства, предполагает военный план, наступательный характер боевых операций, беззаветную преданность и героизм пролетариата. Подобные выступления должны иметь своей обязательной предпосылкой организацию широких масс в боевые объединения, самая форма которых охватывает и приводит в движение наибольшее число трудящихся (советы рабочих и крестьянских депутатов, солдатские советы и пр.), усиленную революционную работу среди армии и флота.

При переходе к новым, более острым лозунгам необходимо руководствоваться основным правилом политической тактики ленинизма, требующим умения подводить массы к революционным позициям так, чтобы эти массы сами, на собственном опыте, убеждались в правильности партийной линии. Несоблюдение этого правила неизбежно приводит к отрыву от масс, к путчизму и идеологическому вырождению коммунизма в «левое» доктринерство, в мелкобуржуазный «революционный» авантюризм. Не менее опасным является также неиспользование кульминационного пункта в развитии революционной ситуации, когда от партии пролетариата требуется смелая и решительная атака на врага. Пропустить такую обстановку и не начать восстания — значит передать инициативу противнику и обречь революцию на поражение.

При отсутствии революционного подъема коммунистические партии должны, исходя из повседневных нужд трудящихся, выставлять частичные лозунги и требования, увязывая их с коренными задачами Коммунистического интернационала. При этом однако компартии не должны выставлять таких переходных лозунгов, которые рассчитаны специально на наличие революционной ситуации и вне ее превращаются в лозунги врастания в систему капиталистических организаций (например лозунг рабочего контроля и т. д.). Частичные требования и лозунги являются непременным условием правильной тактики вообще, тогда как ряд переходных лозунгов неразрывно связан с наличием революционной ситуации. С другой стороны, «принципиальный» отказ от частичных требований и переходных лозунгов несовместим с тактическими принципами коммунизма, ибо он на деле обрекает партию на пассивность и отрывает ее от масс. При этом тактика единого фронта как средство наиболее успешной борьбы против капитала, классовой мобилизации масс, разоблачения и изоляции реформистских «верхов — входит важнейшей составной частью в тактику компартий на весь предреволюционный период. Правильное применение тактики единого фронта и решение задачи завоевания масс вообще предполагают в свою очередь систематическую и упорную работу в профсоюзах и других массовых организациях пролетариата. 

Принадлежность к профсоюзу, даже к самому реакционному, являющемуся массовой организацией, — прямая обязанность каждого коммуниста. Только путем постоянной и последовательной работы в профсоюзах и на предприятиях в целях наиболее стойкой и энергичной защиты интересов рабочих, при беспощадной борьбе с реформистской бюрократией можно завоевать руководство борьбой рабочих и привлечь на сторону партии организованные в профсоюзах рабочие массы.

В противовес раскольнической политике реформистов коммунисты отстаивают единство профсоюзов в каждой стране и в международном масштабе на основе классовой борьбы, всемерно поддерживая и укрепляя работу Красного интернационала профсоюзов.

Выступая повсюду с защитой текущих и злободневных нужд рабочей массы и массы трудящихся вообще, используя в целях революционной агитации и пропаганды трибуну буржуазного парламента, соподчиняя все частичные задачи целям борьбы за диктатуру пролетариата, партии Коммунистического интернационала выставляют частичные требования и лозунги в следующих основных областях.

В области рабочего вопроса в узком смысле слова — вопросы экономической борьбы (борьба против наступления трестифицированного капитала, вопросы заработной платы, рабочего дня, принудительных третейских судов, безработицы), переходящие в вопросы общеполитической борьбы (крупные промышленные конфликты, право союзов и стачек и т. д.); вопросы, имеющие непосредственно политический характер (налоги, дороговизна, фашизм, преследование революционных партий, белый террор, текущая политика правительства вообще); наконец вопросы мировой политики: отношение к СССР и колониальным революциям, борьба за единство международного и профессионального движения, борьба с империализмом и военной опасностью, систематическая подготовка к борьбе с империалистической войной.

В области крестьянского вопроса такими частичными требованиями являются требования, касающиеся налоговой политики, ипотечной задолженности крестьянства, борьбы с ростовщическим капиталом, земельной нужды малоземельных крестьян, арендной платы и испольщины и т. д. Исходя из этих частичных нужд, компартия должна заострять соответствующие им лозунги, обобщая их в лозунге конфискации земель крупных собственников, лозунге рабоче-крестьянского правительства (синоним пролетарской диктатуры в развитых капиталистических странах, синоним демократической диктатуры пролетариата и крестьянства в странах отсталых и в ряде колоний).

Равным образом необходимо вести систематическую работу среди пролетарской и крестьянской молодежи (главным образом через КИМ и его секции) и среди женщин, работниц и крестьянок, исходя из особых условий их жизни и борьбы и связывая их требования с общими требованиями и боевыми лозунгами пролетариата.

В области борьбы с угнетением колониальных народов коммунистические партии должны в самих колониях выставлять частичные требования, определяемые специфической обстановкой в них, как-то: полное равноправие всех наций и рас; отмена всяких привилегий для иностранцев; свобода рабочих и крестьянских организаций; укорочение рабочего дня; запрещение детского труда; уничтожение кабально-ростовщических сделок; понижение и уничтожение арендной платы; уменьшение налогов; бойкот налогов и т. д. Все эти частичные лозунги должны быть соподчинены основным требованиям компартии, а именно: полная политическая независимость страны и изгнание империалистов, правительство рабочих и крестьян, земля всему народу, восьмичасовой рабочий день и т. д. В странах империализма компартии обязаны, поддерживая эту борьбу в самих колониях, проводить кампанию за отзыв империалистических войск, вести пропаганду среди армий и флота в защиту борющихся за свое освобождение угнетенных стран, мобилизовать массы для бойкота перевозки войск и оружия, организовать в связи с этим стачки и другие формы массового протеста и т. д.

Особое внимание Коммунистический интернационал должен посвящать систематической подготовке борьбы с опасностью империалистических войн. Беспощадное разоблачение социал-шовинизма, социал-империализма, пацифистских фраз, прикрывающих империалистические планы буржуазии; пропаганда основных лозунгов Коммунистического интернационала; повседневная организационная работа в этом направлении при обязательном сочетании легальных и нелегальных методов работы; организованная работа среди армии и флота — такова должна быть деятельность коммунистических партий. Основными лозунгами Коммунистического интернационала в связи с этим должны быть следующие лозунги: превращение империалистической войны в войну гражданскую; поражение «своего» империалистического правительства; защита всеми средствами СССР и колоний в случае империалистической войны против них. Пропаганда этих лозунгов, разоблачение «социалистических» софизмов и «социалистического» прикрытия Лиги наций, постоянное напоминание об опыте войны 1914—1918 гг.— являются непременной обязанностью всех секций и каждого члена Коммунистического интернационала.

Для координации революционной работы и революционных выступлений и для наиболее успешного руководства ими международному пролетариату необходима международная классовая дисциплина, важнейшей предпосылкой которой является строжайшая международная дисциплина коммунистических рядов. Эта международная коммунистическая дисциплина должна выражаться в подчинении частных и местных интересов движения его общим и длительным интересам и в безусловном выполнении всеми коммунистами решении руководящих органов Коммунистического интернационала.

В противоположность социал-демократическому Второму интернационалу, каждая партия которого подчиняется дисциплине «своей» национальной буржуазии и ее «отечества», секции Коммунистического интернационала знают только одну дисциплину — дисциплину международного пролетариата, обеспечивающую победоносную борьбу рабочих всех стран за мировую пролетарскую диктатуру. В противоположность Второму интернационалу, раскалывающему профсоюзы, ведущему борьбу против колониальных народов и практикующему единство с буржуазией, Коммунистический интернационал является организацией, которая стоит на страже единства пролетариев всех стран, на страже единства тружеников всех рас и всех народов в их борьбе против ига империализма.

Коммунисты с беззаветной храбростью ведут эту борьбу на всех участках международного классового фронта, несмотря на кровавый террор буржуазии, в твердой уверенности, что победа пролетариата неизбежна и неотвратима.

«Коммунисты считают излишним скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего современного общественного строя.

Пусть господствующие классы дрожат перед коммунистической революцией. Пролетарии могут потерять в ней только свои цепи. Приобретут же они весь мир.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» 

Текст приводится по брошюре

«Программа и устав Коммунистического Интернационала»,

Ленпартиздат, 1933.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.