Изучение марксизма в РККА
27-07-2013

Больше помощи изучающим историю партии

Старший политрук 

И. Колесниченко

(Публикация 1939 года)

 

 

 

 

Многие тысячи партийных и непартийных большевиков Красной Армии настойчиво и упорно изучают «Краткий курс истории ВКП(б)» и труды классиков марксизма-ленинизма.

Овладение марксистско-ленинской теорией позволяет не только лучше понимать международную обстановку и внутреннюю жизнь нашей страны, но и облегчает усвоение специальных военных знаний.

— Кроме «Краткого курса», — говорит заместитель политрука т. Козлов (N часть ЛВО), — я изучаю еще дополнительный материал — труды Ленина и Сталина, статьи и консультации, помещаемые в газетах и журналах. Изучая все это, чувствуешь, как широко открывается перед тобой политический горизонт, становишься более принципиальным, бесстрашным, непримиримым к отрицательным явлениям в повседневной жизни и работе.

Основным и главным способом изучения основ марксизма-ленинизма партийными и непартийными большевиками Красной Армии является самостоятельная работа по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)» и трудов классиков марксизма-ленинизма.

В текущем году политорганы и партийные организации провели большую работу по перестройке партийной пропаганды на основе решения ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 года. Но в ряде частей и до сих пор имеются еще крупнейшие недостатки в таком деле, как организация помощи самостоятельно изучающим историю партии.

Есть военкомы, политработники, отсекры партийных бюро частей, которые, неправильно поняв постановление ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 года и директиву Политуправления РККА, заняли вреднейшую позицию «невмешательства» и самоустранились от руководства и оказания помощи самостоятельно изучающим историю ВКП(б). Боясь обвинений в «контролерстве» и «мелкой опеке», эти товарищи совершенно не интересуются тем, как проходит изучение истории ВКП(б), в какой помощи нуждается тот или иной товарищ, какие вопросы при изучении марксистско-ленинской теории остаются невыясненными. Словом, важнейшее, кровное дело нашей партии — идейное вооружение кадров — пущено на самотек.

Между тем, в постановлении ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 года сказало:

«Считать первоочередной и главной задачей парторганизаций в области пропаганды ликвидацию теоретической и политической отсталости кадров партийной и непартийной интеллигенции, обеспечив всяческую помощь советской интеллигенции в овладении большевизмом, в изучении истории ВКП(б) и произведений классиков марксизма-ленинизма».

Но как будет обеспечивать помощь в овладении большевизмом военком частя т. Мышкин или отсекр партбюро т. Маклецов (Калининский военный округ), если они ходом самостоятельного изучения истории ВКП(б) совершенно не интересуются? Ведь для того, чтобы помогать, надо знать, кто в какой помощи нуждается.

Военком части т. Утенков (ЛВО) также не знает, как начсостав части изучает марксистско-ленинскую теорию. С ним был такой случай. Шла теоретическая конференция самостоятельно изучающих историю ВКП(б). Тов. Утенков, открыв дверь, спросил: «Ну как, идет дискуссия?» Получив утвердительный ответ, комиссар закрыл дверь и ушел. Зачем, мол, вмешиваться мне в такие дела, авось и без меня обойдутся…

В директиве начальника Политуправления РККА тов. Мехлиса говорится:

«Политорганы и комиссары должны до конца вытравить вредную бюрократическую затею «контролировать» каждого командира и политработника, изучающего марксизм-ленинизм в кружке или самостоятельно».

Это указание некоторыми работниками понято как полное освобождение их от всякого руководства и от всякой помощи самостоятельно изучающим историю ВКП(б), как разрешение пустить на самотек дело политического самообразования армейских кадров.

Но где и когда это было, чтобы партийные руководители и политработники занимали «нейтралитет» в вопросах идеологического воспитания масс?

«Задача партийной пропаганды, задача марксистско-ленинского воспитания кадров,- указывал товарищ Сталин в своем докладе на XVIII съезде ВКП(б),- состоит в том, чтобы помочь нашим кадрам всех отраслей работы овладеть марксистско-ленинской наукой о законах развития общества».

Значит, надо помогать кадрам в овладении марксистско-ленинской теорией. Но для того, чтобы оказывать кадрам необходимую помощь, нужно иметь с этими кадрами тесное общение по вопросам их политического самообразования. Не «контролировать» с приготовленным в руке карандашом, чтобы проставить отметку об «успеваемости», а в товарищеской беседе с изучающим историю партии выяснить, что и как он изучает, какие у него встречаются трудные вопросы, какая ему нужна консультация.

Комиссар, партийный руководитель в беседе может поделиться своим личным опытом работы над изучением марксистско-ленинской теории, посоветовать дополнительную литературу, дать почувствовать товарищу, что его идейно-политический рост не только его личное дело, а дело всей партии.

Нужно у каждого командира, начальника, политработника вызывать интерес к глубокому изучению марксизма-ленинизма, вселять уверенность в возможность преодоления любых трудностей на этом пути.

Самотек в самостоятельном изучении истории ВКП(б) и

«невмешательство» в эту работу некоторых политработников и партийных руководителей сказывается не только на качестве теоретической учебы, но и на темпах изучения «Краткого курса истории ВКП(б)». Конечно, никто никаких сроков для изучения истории ВКП(б) не устанавливал, но нельзя считать нормальным такое положение, когда в отдельных частях (а такие части есть в каждом округе) большинство приступило к изучению только IV главы «Краткого курса истории ВКП(б)», а отдельные лица дальше I и II глав так и не пошли. А ведь скоро мы будем отмечать годовщину выхода в свет «Краткого курса истории ВКП(б)».

Такое положение, однако, мало беспокоит некоторых руководителей. А они обязаны были поинтересоваться, почему же некоторые товарищи за год успели «одолеть» только одну или две главы «Краткого курса». Может быть, этим товарищам требуется помощь, может быть, им нужно порекомендовать заниматься лучше в кружке, под руководством опытного пропагандиста?

В деле пропаганды марксизма-ленинизма нужно работать с каждым человеком. Надо понять, что пускать на самотек политическое самообразование кадров есть преступление перед партией. Нужно не «контролерство», обрекающее командира на положение школьника, а партийная помощь.

Старые газеты



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.