О проявлениях антисемитизма в СССР (Н.Крупская)
16-07-2012

В конце прошлого года обогатила свою библиотеку еще одним чудесным изданием Международного фонда «Демократия» — сборником документов «Государственный антисемитизм в СССР от начала до кульминации. 1938-1953«. О другом подобном шедевре из этой серии, посвященном нечеловеческим страданиям интеллигенции при советской власти, я уже писала. В редакционном совете, напомню, Яковлев, Сахаров, Гайдар, Радзинский и прочая, так что кошерность издания сомнения не вызывает.

Покупала я эту книгу с надеждой наконец-то узнать, каким же именно жутким гонениям подвергались в СССР бедные евреи, поскольку большинство воспоминаний бывших компатриотов, выкладываемые в том же ЖЖ, сводятся к классическому «не приняли в институт Машеньку — так ей, тупой дуре, и надо, а вот что не приняли Мойшеньку — так это исключительно из-за антисемитизма». Тем более, как указано в предисловии, «при комплектовании корпуса документов составитель преследовал прежде всего цель дать читателю полное, всестороннее и наглядное представление о том, как происходил генезис государственного антисемитизма в сталинском Советском Союзе».

Книга разбита на четыре раздела:

I. Первые проявления госантисемитизма (1938-1941)
II. В годы войны (1941-1945)
III. Послевоенное «закручивание гаек» (1945-1948)
IV. «Черные годы» советского еврейства (1948-1953)

Начну по порядку.

Итак, до 1938 года документальных следов государственного антисемитизма в СССР исследователями не обнаружено. Первой ласточкой послужило письмо замнаркомпроса Н.К.Крупской И.В.Сталину, которое, по мнению составителя, повествует «о росте шовинистических настроений среди школьников». Приведу его полностью:

7 марта 1938 года

Дорогой Иосиф Виссарионович, по обыкновению, пишу Вам о волнующем меня вопросе.

Мы вводим обязательное обучение русскому языку во всем СССР. Это хорошо. Это поможет углублению дружбы народов.

Но меня беспокоит, как мы это обучение будем проводить.

Мне сдается иногда, что начинает показывать немного рожки великодержавный шовинизм.

Например, я считаю вредным введение преподавания письма и чтения на первом году обучения не только на материнском, но и на русском языке, считаю вредным введение единого букваря для всех народностей, букваря, переведенного с русского. Считаю очень важной правильную постановку подготовки преподавателей русского языка.

Если у Вас выберется свободная минута и будет охота, посмотрите 1) мой отзыв на букварь для испанских ребят, 2) мою записку о преподавании русского языка и копию статьи одной моей приятельницы — учительницы вечерне-воскресной школы Володарского района.

Среди ребят появилось ругательное слово «жид», малышка говорит: «Дедушка, я не хочу быть латышкой». Правда, пока это отдельные случаи, но все же нужна известная осторожность.

С коммунистическим приветом,
Н.Крупская

(Известия ЦК КПСС.1989 №3. С.179)

Только
белогвардейской своре
Выгодно
рабочий класс поссорить.
Грязные пятна,
погромщики и
антисемиты
Будут
с предприятий
счищены и смыты.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.