Как Гитлер трудящихся развел, или афера «Народный автомобиль»
17-07-2013

Продолжаем разбор популярных в русскоязычном ЖЖ мифов о процветании трудящихся в предвоенной нацистской Германии. Одним из ключевых таких мифов является миф: «Гитлер посадил немцев на автомобили. Фольксаген — народный автомобиль, каждый немец мог купить его себе».

Ок, посмотрим попристальнее на вопрос — как обычно, в нем мы найдем кучу приписок, обмана трудящихся и современной мифологии, построенной на геббельсовских ура-агитках.

И даже более того — обнаружим, что «народный автомобиль» — это полностью пиар-фантом. Его не было никогда. Ни одной штуки.


Но все по порядку.

Сразу скажем, что в нацистской пропаганде «народный автомобиль» шел под брендом «KdF-Wagen». KdF (Kraft Durch Freude, сила через радость) — это такая нацистская организация, занимавшаяся идеологически выдержанным отдыхом трудящихся (и еще больше о нем рассказывавшая). KdF строила, например, пятикилометровый отель в Проре (не достроила). Использовала пароход «Вильгельм Густлов» (отдали армии, напоролись на русскую подлодку и потеряли). С «народным автомобилем» примерно такая же некрасивая история вышла.

В 1934 году на автомобильной выставке в Берлине пришедший год назад к власти Гитлер заявил, что его партия даст каждому трудящемуся недорогой комфортный автомобиль. Вообще, лозунг «пролетарий, на железного коня» — он был типичен для того времени. Под создание автомобиля была выделена куча чиновных мест, кураторством в т.ч. занимался лидер «Трудового фронта» (организации, заменившей запрещенные профсоюзы) алкоголик Роберт Лей.

Машине, казалось, повезло: инженерный проект стал делать гениальный конструктор Фердинанд Порше. Под завод решили построить с нуля целый город. Так и назвали: Stadt des KdF-Wagens (потом он стал Вольфсбургом, по названию имевшегося замка на холме). К 1937/38 году проект был готов.

Вот, кстати, рекламный плакат этого автомобиля:

Гражданам было объявлено, что машина будет стоить 990 рейхсмарок. Купить ее на наличку было нельзя (а то бы много желающих набежало, на рекламный-то проект). Приобретение должно было выглядеть следующим образом:

Каждый желающий купить машину получал Книжечку для Взносов (на плакате ее хорошо видно).

В Книжечку надо было вклеивать Марки Взносов. Марки выпускались специальные, ограниченные тиражом. Кому удавалось добыть Марку за 5 рейхсмарок, вклеивал ее в Книжечку. И так 198 раз. После этого (как обещалось) счастливчику выкатывался автомобиль.

В реальности, как обычно, все оказалось несколько иначе.

К 1939 году серийное производство «машин для народа» так и не началось. Вообще. К этому времени с 330 тысяч желающих покататься доверчивых трудящихся было собрано 278 млн рейхсмарок. Вкладчики уже предвкушали получение машин — ведь у многих книжечки заполнились марками до самой последней отметки! Неудивительно, что войну организаторы производства народных машин встретили с радостью — ведь завод переходил на выпуск военной продукции, и больше не надо было думать, как выпускать обещанные дешевые и комфортабельные народные автомобили (кстати, военных выпустили 65 тысяч — могли же, если хотели).

В общем, к 1945 году с конвееров завода не сошел НИ ОДИН обещанный народный автомобиль.

Производство «народных автомобилей» началось только ПОСЛЕ ВОЙНЫ — и в первую очередь для нужд оккупационной администрации.

Обманутых вкладчиков частично удовлетворили только в 1961 году: Volkswagen предложил всем обладателям заполненной Книжечки скидку в 600 марок на покупку нового автомобиля (примерно 15% от покупательной способности внесенных в 1938 году денег). Если гражданин хотел деньги наличкой, то ему выдавалось только 100 марок.

Но легенда о Гитлере, который посадил страну на дешевые автомобили и повез кататься по свежим автобанам, выглядит, конечно, гораздо привлекательнее. Недаром же именно о ней кричали с плакатов геббельсовские художники — а не о глуповатых работягах, которых сначала обобрали финансово, а потом отправили искать кусок земли 2 метра на 1 метр и на метр вглубь в степях Крыма.

Вот так немецкие трудящиеся НИКОГДА не ездили при нацистах:

Источник



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.