Ревизионистское наследие КПК

 


 

В Китае издаётся груда различного антимарксистского мусора под видом марксизма. Этот процесс получил мощный толчок после 1978 года. Интересно обратить внимание на некоторые методологические аспекты, в частности по литературе конца 1980-х.

Так, главным тезисом ревизии марксизма стал приоритет практики, «реалистический подход к делу».

«В прошлом наше понимание научного социализма было не вполне научным; в теории мы погрязли в некоторых предположениях Маркса и Энгельса, на практике копировали модель других стран, не изучали исторический этап, на котором находится наш социализм; все это привело к ошибкам в определении линии, курса и политических установок» (Цюши. 1988, № 4, с. 41).

«На начальном этапе социализма все то, что полезно для развития производительных сил, — соответствует коренным интересам народа, необходимо для социализма и допустимо при социализме. Развитие производительных сил как критерий общественной практики есть водораздел между материалистическими и идеалистическими взглядами на историю» (Цюши. 1988, № 4, с. 20).

Отсюда ревизия представлений о капитализме.

«Это капитализм, который пережил три научно-технические революции. В его рамках сочетаются государственно-монополистический капитал и частный монополистический капитал, образовались международные монополистические союзы, ставшие важным фактором международной жизни. Этот капитализм вызвал важные перемены в социальной жизни западных стран, а также мира в целом» (Гуанмин жибао. 04.01.1988).

Общее признание получил вывод о том, что

«капитализм смог перейти от паровых машин к электричеству, атомной энергии и электронике, он в состоянии обеспечивать дальнейшее развитие производительных сил» (Гуанмин жибао. 15.02. 1988).

Отсюда ревизия характеристики эпохи. Поставлена проблема выбора одного из трех определений — «эпоха империализма и пролетарских революций» (В. И. Ленин), «эпоха общего кризиса капитализма» (И. В. Сталин) и «эпоха мира и развития» (Дэн Сяопин).

Установлена спорность определения монополистического капитализма как

«паразитического и загнивающего капитализма», положения об относительном и абсолютном обнищании рабочего класса при капитализме и даже тезиса о цикличности кризисов капиталистического производства (Гуанмин жибао. 20.06.1988).

«Многие применяющиеся в капиталистическом обществе формы хозяйствования и методы экономического управления вытекают из условий товарной экономики и крупного общественного производства. Все это — общее достояние человечества, пригодное как для капитализма, так и для социализма» (Гуанмин жибао. 14.05.1988).

Сложился своеобразный свод «старых догматов», подлежащих отрицанию, и «новых представлений», утвердившихся на месте дискредитированных. Отвергнуты прежние представления относительно исторических этапов социализма и выдвинут тезис о начальном этапе социализма в Китае. Раскритикованы представления о необходимости ставить во главу угла проблемы классовой борьбы в процессе перехода от одного строя к другому, поскольку коренной задачей является развитие производительных сил и одновременное строительство социалистической духовной цивилизации, демократизация общества. Отклонен тезис, будто «теоретические предположения основоположников марксизма о социализме нужно рассматривать как программу действий, признавая целью борьбы на текущем этапе установление единой социалистической собственности». Обоснованы новые представления о необходимости дополнить социалистическую собственность другими формами. «Сокрушены иллюзии» о несовместимости социализма с товарной экономикой и утверждено понимание социалистической экономики как «плановой товарной экономики, регулируемой на основе закона стоимости», разрушены представления о «демократии при социализме как всего лишь о форме или о методе» и демократия признана непременным элементом социализма. Осуждено «сращивание партийных, административных и хозяйственных органов и признана необходимость разделить их функции». Отброшен лозунг о «продолжении революции при диктатуре пролетариата как пути развития социализма». Единственным способом развития и самосовершенствования социалистического общества признана реформа. Осуществлен отказ от взаимного противопоставления и гуманизма, признана высокая ценность личности при социализме (Цюши. 1988, № 9, с. 4—5).

Обсуждая «предположения» основоположников марксизма относительно принципов построения социалистического общества, китайские обществоведы проявляют максимум осторожности и деликатности. Дискуссия построена таким образом, что речь идет «не о критике указанных предположений, а о необходимости преодоления их догматической интерпретации».

Подчеркивается «абстрактный, гипотетический характер взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса на общество будущего, поскольку им не пришлось иметь дела с социалистической практикой. Поэтому естественно отличие их гипотез от реальной жизни социализма, и эти прогностические формулы не следует канонизировать». Китайские авторы фиксируют ряд расхождений между предсказаниями классиков марксизма относительно социалистического общества и существующим социализмом. Во-первых, вопреки гипотезе К. Маркса в социалистических странах «нигде нет чистой, единой общественной собственности». с частным владением» (Цюши. 1988, № 4, с. 20). Во-вторых, в противовес устоявшимся представлениям во всех без исключения социалистических странах «в той или иной мере практикуется товарное производство и товарообмен, применяются в качестве экономического регулятора рыночные начала, связанные с товарно-денежными отношениями». Такая модель социализма «опровергает традиционные представления о несовместимости социализма и товарной экономики». В-третьих, не по гипотезе К. Маркса решается проблема распределения. «Во всех социалистических странах структура распределения характеризуется сосуществованием различных форм при ведущей роли распределения по труду».

«Общественная реальность в социалистических странах говорит о том, что представления о социализме как обществе, в котором окончательно ликвидированы классы и классовая борьба, неверны, они не соответствуют действительности».

Указывается:

«Точку зрения на социализм как непосредственное начало коммунизма следует отвергнуть как ошибочную» (Гуанмин жибао. 04.01.1988).

По мнению китайских специалистов в области теории научного коммунизма, такая точка зрения не соответствует ни действительности, ни взглядам основоположников марксизма.

По мнению некоторых авторов, историческая практика породила пять видов социализма — утопический, научный, «ревизионистский», «ортодоксальный» и «практический». Как отмечают китайские обществоведы, «в утопическом социализме присутствует научность» (постольку поскольку признается необходимость товарного производства). С другой стороны, в научном социализме К. Маркса и Ф. Энгельса «присутствует утопия», ибо вопреки ранней концепции научного социализма практика показала, что устранить товарно-денежные отношения невозможно, как невозможно и последовательно уничтожить частную и индивидуальную собственность, основанную на индивидуальном труде.

Далее, «ревизионистский социализм не совсем ошибочен», так как ряд положений, выдвинутых Э. Бернштейном (возможность изменения структуры и организации социалистического общества в зависимости от опыта и этапов развития; различение огосударствления и обобществления средств производства), можно оценивать как «совершенствование и дополнение Марксова научного социализма».

Кроме того, «ортодоксальный социализм не обязательно полностью истинен», ибо он нашел воплощение в «сталинском высокоцентрализованном социализме и в модели, за которую ратовал Мао Цзэдун». С сегодняшней точки зрения ортодоксальный социализм «представляет собой застывшую модель социализма». Наконец, практический социализм, «социализм, основанный на товарной экономике», на научных принципах. Его появление и развитие свидетельствует, что готовой и неизменной модели социализма не может быть (Цюши. 1988, № 7, с. 43).


Из приведённого видно, что идеологи КПК впали в позитивизм и прагматизм.

Есть некоторые основания полагать, что с конца 1980-х данные взгляды несколько утратили влияние, наблюдается некоторое оздоровление в идеологии.

Также по теме Китая:

I. Два вопроса о Китае

II. Причины реставрации капитализма в СССР по-китайски

III. Народная революция в Китае 

 

Источник

 

 


 

Author: Администратор

Добавить комментарий