Классовая сущность пьесы «Ромео и Джульетта»

 


 

Не раз приходилось слышать совершенно вздорные мнения о том, что эта трагедия Шекспира якобы о вечной или настоящей любви. Во-первых, люди, которые это утверждают, совершенно не понимают, что такое любовь, во-вторых, чудовищно невежественны в искусствоведении. Удивительно, что они не видят иронии: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» — Шекспир с издёвкой показывает всю тупость этой «любви».

Во времена Шекспира развивается необыкновенно пестрая и яркая картина классовой борьбы. Влияние первоначального капиталистического накопления на деревню — разрушительно. Капитализм вызывает впервые в жизни пролетариат, частью трудовой, частью бродячий, который государство сдерживает железной рукой своего законодательства о безработных. Он выдвигает как главного своего носителя, как главного своего приказчика самодержавие, в высшей степени крутое и беспощадное, — вожди капиталистических партий поддерживают это самодержавие на всех его путях.

«Ромео и Джульетта» — ранее произведение Шекспира.

«Нас очаровывает влюбленная пара и все чудесные сцены, которые в этой пьесе разбросаны; но в конце ее Ромео и Джульетта умирают, загубленные родственниками, потому что вражда и злоба человеческая оказались сильнее, чем влечение друг к другу двух прекрасных молодых существ; погибают эти молодые люди — и их отцы прекращают отвратительную вражду между собою; так сказать, из самого гроба эта любовь своей трагичностью переплавляет человеческие предрассудки и человеческую вражду. Но, несмотря на примиряющий конец, эта пьеса — пессимистическая: два прекрасных цветка, Ромео и Джульетта, гибнут в тоске и страдании, а мудрый монах, который берется устроить их судьбу, является как раз виновником их гибели. И Шекспир как будто говорит, что ни любовь, ни мудрость не могут спасти из этой юдоли скорби» — Луначарский.

То есть суть произведения в том, что обстоятельства аристократической борьбы, феодальных порядков и нравов перемалывают судьбы влюблённых малолеток. Но в чём ирония? Этого уважаемый Анатолий Васильевич не отметил в своей лекции. Помните, с чего начинается пьеса? С того, что Ромео влюблён в какую-то фифу и грустит по ней. Потом он тут же влюбляется в Джульетту и разворачивается известная горестная цепочка событий. То есть ЖЕРТВОЙ идиотских феодально-аристократических порядков и вражды стала юношеская влюблённость двух пылких детишек. В этом и состоит трагедия, что подростки убили себя по глупости и из-за своих тупорылых семей и господствующих порядков. Не менее иронична история с убийством Меркуцио и Тибальта. Вся эта пьеса пропитана иронией и высмеиванием феодально-аристократических нравов через вереницу убийств и самоубийств. Ну а роль попика? Это же вообще классика! Хотел как лучше, а получилось как всегда…

Считать любовь Ромео и Джульетты не пылкой юношеской влюблённостью, а их историю не дурацкой гибелью, а вечной настоящей любовью и смертью за свои чувства — наивный идиотизм.

Прорывист

 


 

Author: Администратор

Добавить комментарий