К слову о безусловном базовом доходе

 

 

 

Чтобы разобраться в истоках и сути ББД, необходимо для начала взглянуть на систему мирового капитализма в целом. Ведь концепция ББД возникла в конкретно-исторических условиях наиболее развитых капиталистических стран в период загнивания и заката капитализма. Представить реализацию подобной концепции в XX в. невозможно, а в XXI в. она получает некоторое распространение и становится дебатируемой.

Итак, мировая капиталистическая система разделена на две группы стран. Есть горстка «богатых стран», корпорации которых занимают лидирующее положение в мировой экономике посредством контроля ресурсов и финансов, навязанных кабальных договоров и подконтрольных правительств. Крупнейшие империалистические корпорации стремятся переработать все природные и трудовые ресурсы планеты в свою сверхприбыль, подчинить все слабые страны. И есть остальные, «бедные» и «полубедные» страны, в которых местные капиталисты жируют за счёт, во-первых, сегментов рынка, в которых невысокая норма прибыли, во-вторых, кредитов и подачек от той самой олигархии США и ЕС, как напрямую, так и через специализированные международные финансовые институты. Во второй группе стран в условиях обострения межимпериалистической конкуренции то там, то тут появляются ростки антиимпериалистического сопротивления или хотя бы неподчинения, но в данном случае это для нас неважно.

Роль и место государства как института классового общества в этих двух группах стран различная. У империалистических стран роль государства огромна, там высший капитал сросся с высшим чиновничеством. В странах подчинённых, полуколониальных роль государства гораздо ниже, в основном оно выглядит как своего рода колониальная администрация.

Концепция безусловного базового дохода (ББД) — это инструмент прежде всего «богатых», империалистических стран, в которых государство систематически подкупает массы своего пролетариата для обеспечения его лояльности.

В этих «богатых» странах отношение труда и капитала следующее. Производительный труд представлен минимально в силу, во-первых, высокой автоматизации труда, во-вторых, переноса промышленности в страны «бедные», в-третьих, использования неквалифицированного труда нелегалов. Таким образом, существенная доля совокупной стоимости, которой оперируют капиталисты империалистических стран, производится в «бедных» странах мигрантами и небольшим отрядом промышленного пролетариата. Если вынести за скобки стоимость, произведённую в других странах и мигрантами, получится очень высокое отношение одного, например, американского рабочего к количеству произведённой стоимости. Остальные отряды пролетариата заняты в обслуживании корпоративных процессов и сфере услуг, т. е. собственно стоимости (общественного богатства) не производят.

Получается ситуация, в которой 1/10 пролетариата производит всё общественное богатство, которое, естественно, находится в руках 1-3% олигархов, а остальные люди продают себя этому микроскопическому сообществу для ублажения его прихотей и реализации потребностей конкурентно-корпоративной возни.

Кроме того, степень эксплуатации капиталом на современном этапе развития капитализма такова, что если, например, американское государство перестанет осуществлять социальную политику, т. е. регулировать распределение, в т.ч. создавая рабочие места и устанавливая минимальный размер зарплаты, то капитал ввергнет пролетариат буквально в голодомор. Поэтому государство в США, как и в других странах, создаёт рабочие места (бюджетники), даёт выгодные кредиты под создание рабочих мест капиталистами и кормит голодных и холодных пособиями, льготами и карточками. В чём экономическая сущность этих процессов? Это восполнение из общего кармана буржуазии (госбюджета) стоимости воспроизводства товара «рабочая сила» в виде воспроизводства пролетарских масс.

Именно к развитию этой социальной политики и относится ББД. ББД — это продолжение пособий по безработице в «богатых странах».

Разговоры о введении ББД показывают крайнюю степень загнивания капитализма, невозможность выпутаться из клубка социальных противоречий для нормальной организации общественного производства.

ББД не будет полноценно введён нигде. Почему? Во-первых, буржуазные правительства лучше нас понимают, что на величину ББД возрастут цены на еду и одежду, ведь вся товарная масса находится в частных руках предпринимателей. В итоге ББД будет перманентно обесценивать деньги, т. е. приведет к валообразному росту инфляции. Во-вторых, введение ББД, следовательно, приведёт к необходимости государственного регулирования сегментов «первичных потребностей» — еды, жилья, одежды, а это уже попахивает социализмом, на что буржуазная власть не решится. Подобные меры считаются в буржуазной среде допустимыми только во время большой войны.

Что же касается бедных, подчиненных стран, то в них пока мечтают хотя бы о более-менее работающей социальной политике.

Цели, которые проповедуют сторонники ББД, — обеспечить всех людей минимумом, необходимым для жизни, — противоречат механике функционирования капитализма, так как подрывают мотивационную основу наёмного труда — страх перед голодом и безработицей. Поэтому достижение данной цели возможно только на первой фазе коммунизма при обобществлении собственности и налаживании всеобщего научного планирования.

Однако диктатура работающего класса обеспечит всех людей необходимыми для жизни и труда условиями не посредством тупого механического уравнительного распределения денег, а прежде всего через распределение труда. Как завещал Ленин:

«Чтобы хлеб был у каждого, чтобы все ходили в крепкой обуви и в недраной одежде, имели теплое жилье, работали добросовестно, чтобы ни один жулик (в том числе и отлынивающий от работы) не гулял на свободе, а сидел в тюрьме или отбывал наказание на принудительных работах тягчайшего вида».

При этом те слои населения, которым необходимо нетрудовое обеспечение (дети, старики, инвалиды), будут находиться на общественном содержании без всяких условий.

Концепция БДД — это проблеск в буржуазном мышлении разумной мысли, что нормальные условия жизни должны быть у всех. Однако сторонники БДД не идут дальше, не понимают, что нормальные условия должны быть не просто для жизни в абстрактном смысле, а для плодотворного труда на пользу всего общества.

П. Губельман
20/09/2020

Источник

 


 

Author: Администратор

Добавить комментарий