О роли Сталина в развитие советской науки

О роли Сталина в развитие советской науки

 

 

Весь советский народ, всё прогрессивное человечество с величайшим подъёмом и энтузиазмом отметили знаменательную дату — 70-летие со дня рождения гениального мыслителя, величайшего революционера, корифея революционной науки, вождя партии и народа Иосифа Виссарионовича Сталина.

Миллионы простых людей всего мира приветствуют в лице товарища Сталина новую, социалистическую эпоху, приветствуют государство трудящихся, где созидательный труд стал делом чести, делом славы, делом доблести и геройства.

Самые сокровенные думы и стремления советских людей, их гордость за могучую страну, созидающую коммунизм, их светлая вера в будущее слиты в образе любимого вождя — творца народного счастья.

*

С именем товарища Сталина неразрывно связан расцвет передовой советской науки.

Впервые в истории человечества на смену стихийному историческому процессу в нашей стране пришло сознательное управление общественным производством, основанное на незыблемом фундаменте марксистско-ленинской науки. Впервые в истории наука поставлена на службу великим освободительным целям, за которые вели борьбу лучшие умы человечества. Советский народ выступает как сознательный и активный строитель нового общества, где постепенно стираются грани между физическим и умственным трудом. На наших глазах передовые рабочие и колхозники обогащают науку, поднимая практический опыт строительства социализма до широких теоретических обобщений. По указанному И. В. Сталиным пути развивается творческое содружество учёных и людей труда. Созидание нового, ускоряющее наше движение к коммунизму, вдохновляет миллионы граждан нашей Родины, облагораживает их мысли и дела.

Советская научная мысль развивается на прочной материалистической основе.

Товарищ Сталин учит:

«В противоположность идеализму, который оспаривает возможность познания мира и его закономерностей, не верит а достоверность наших знаний, не признаёт объективной истины и считает, что мир полон «вещей в себе», которые не могут быть никогда познаны наукой, — марксистский философский материализм исходит из того, что мир и его закономерности вполне познаваемы, что наши знания о законах природы, проверенные опытом, практикой, являются достоверными знаниями, имеющими значение объективных истин, что нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, ещё не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики».

Опираясь на весь опыт истории человечества, на богатейший опыт построения социалистического общества в СССР, товарищ Сталин развил дальше марксистско-ленинскую науку об обществе.

Друг и соратник Ленина, И. В. Сталин ещё выше поднял значение теории в деле руководства практической работой по строительству коммунизма на основе обобщения практического опыта и предвидения перспектив движения.

Научное творчество И. В. Сталина — выдающийся образец применения и развития марксистской диалектики. В его работах даны исторические образцы научного предвидения, имеющие огромное значение для судеб нашей страны. И. В. Сталин обогатил марксизм-ленинизм рядом великих открытий и дальше развил марксистско-ленинскую теорию. Великий вождь продолжил и развил дальше ленинскую теорию социалистической революции, конкретизировал теорию о возможности построения социализма в одной стране и пришёл к выводу о возможности построения коммунизма в нашей стране и в том случае, если сохранится капиталистическое окружение.

Товарищ Сталин создал цельное, законченное учение о социалистическом государстве, дал глубокий анализ развития социалистического государства и изменения его функций в связи с изменением обстановки, сделав вывод о необходимости сохранения государства при коммунизме в том случае, если сохранится капиталистическое окружение.

Марксистско-ленинская философия, преобразующая мир, в трудах товарища Сталина достигла своей вершины. Гениальные произведения товарища Сталина, которые в связи с изданием его Сочинений стали достоянием всех трудящихся, пронизаны духом революционной диалектики.

Глубоко органично слияние деятельности товарища Сталина как революционера, и как теоретика, и как великого руководителя государства. Ни одно из крупнейших мероприятий и начинаний в нашей стране не проходит без личного участия товарища Сталина. Социалистическая индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, великий план преобразования природы, создание могущественной обороны страны социализма, создание многочисленных кадров высококвалифицированной советской интеллигенции, крупнейшие достижения в области культуры — всеми своими победами советский народ обязан товарищу Сталину.

Победа советского народа в Отечественной войне явилась величайшим торжеством научных основ сталинской стратегии и тактики, торжеством сталинской военной науки, как науки передового социалистического строя, как высшей ступени в развитии теоретической военной мысли.

Глубокие, основополагающие труды товарища Сталина оказывают решающее влияние на самые различные отрасли наук. И это естественно, ибо учение Ленина-Сталина необъятно по своей широте. Оно охватывает самые общие принципы познания природы и общества. Сталин поднял значение науки в Советском Союзе на недосягаемую высоту. «Рабочий класс, — говорил товарищ Сталин, — не может стать настоящим хозяином страны, если он не сумеет создать своей собственной интеллигенции… если он не овладеет наукой и не сумеет управлять хозяйством на основе науки». Деятелям науки в нашей стране предоставлено почётное место в первых рядах творцов и созидателей нового мира.

В целом ряде своих работ товарищ Сталин подчёркивает идею народности науки. Передовые советские учёные руководствуются сталинскими указаниями о том, что наука в нашей стране должна добровольно, с охотой служить народу, отдавать народу все свои достижения, должна беспощадно бороться с застоем и рутиной, смело ломая устаревшие положения и нормы. Нигде в мире нет такого внимания к развитию науки, как в нашей стране. Советская наука быстро прогрессирует, расцветая под мудрым руководством партии большевиков, под могучим идейным воздействием товарища Сталина.

Октябрьская революция призвала учёных на передовые позиции технической реконструкции страны. Участие учёных в преобразовании всего промышленного и народнохозяйственного уклада России вызвало к жизни научных деятелей нового типа. Учёный эпохи социализма — не только творец новых методов, он активный участник тех организационных преобразований, которые необходимы для внедрения научных открытий в жизнь страны; учёный-творец, инженер-исследователь, организатор современных способов производства, умеющий поставить живое дело, — вот черты научного работника нашей сталинской эпохи.

Товарищ Сталин своими указаниями систематически направлял научную работу больших коллективов советских учёных по многим отраслям знания. С особым вниманием следит товарищ Сталин за развитием Академии Наук СССР. Во время напряжённой борьбы с немецкими оккупантами в годы Отечественной войны товарищ Сталин неоднократно направлял развитие научных изысканий.

12 апреля 1942 года товарищ Сталин в телеграмме В. Л. Комарову писал: «Надеюсь, что Академия Наук СССР возглавит движение новаторов в области науки и производства и станет центром передовой советской науки в развернувшейся борьбе со злейшим врагом нашего народа и всех других свободолюбивых народов — с немецким фашизмом».

Работа советских учёных в дни войны получила высокую оценку советского правительства и Центрального Комитета ВКП(б). В приветствии по случаю 220-летия Академии Наук СССР ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР отметили, что «в дни войны советские учёные вели успешную работу, помогая своим трудом фронту и народному хозяйству нашей страны. Советские учёные внесли ценный вклад в дело разгрома врага». Ярким примером неоценимой помощи, которую постоянно получает от товарища Сталина передовая советская наука, является его помощь биологической науке. Постоянными советами и указаниями представителям мичуринского направления в биологии товарищ Сталин оказал решающее влияние в борьбе и победе мичуринского учения над реакционным учением вейсманистов-морганистов. Великой благодарностью вождю звучат заключительные слова доклада т. Лысенко на августовской сессии Академии сельскохозяйственных наук, где он говорил:

«В. И. Ленин и И. В. Сталин открыли И. В. Мичурина и сделали его учение достоянием советского народа. Всем своим большим отеческим вниманием к его работе они спасли для биологии замечательное мичуринское учение. Партия и Правительство и лично И. В. Сталин постоянно заботятся о дальнейшем развитии мичуринского учения. Для нас, советских биологов, нет более почётной задачи, чем творческое развитие учения Мичурина и внедрение во всю нашу деятельность мичуринского стиля исследований природы развития живого.

О развитии мичуринского учения наша Академия должна заботиться так, как тому учит личный пример заботливого отношения к деятельности И. В. Мичурина со стороны наших великих учителей В. И. Ленина и И. В. Сталина».

Передовая советская наука поощряет исследователей дерзать в поисках революционных путей преобразования мира для нужд всего народа. Подлинная народность науки есть вместе с тем признак её большевистской партийности. Нельзя в наши дни говорить о великом гуманизме науки, не борясь за построение коммунизма в нашей стране. Беспартийных научных теорий нет в 20-м столетии, так же как их не было во все предыдущие эпохи развития человечества. Наша советская наука должна быть непримиримой к врагам демократии, врагам коммунизма. Советский учёный-материалист должен, как говорил великий Ленин, «при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определённой общественной группы». Товарищ Сталин учит: «Нет и не может быть «средней» линии в вопросах принципиального характера».

Советская наука с честью выполняет сталинский наказ: «не только догнать, — но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны».

Одним из ярких показателей мощного технического прогресса и развития науки в СССР служит овладение в короткий срок секретом атомной энергии, что в свою очередь в руках советских людей является могучим средством невиданного до сих пор технического прогресса, обеспечивающего дальнейшее продвижение нашей страны к коммунизму.

Советское правительство создало в нашей стране крупные комплексные научно-исследовательские институты. Академия наук СССР объединяет работу более 10 тысяч научных работников. В СССР действует около 400 научно-исследовательских институтов и 14 республиканских и отраслевых академий наук. Работа над большими комплексными научными исследованиями сделала советскую науку активным участником социалистического строительства. Армия научных работников только в высшей школе нашей страны достигла огромной цифры — 82 690 человек.

В настоящее время в Советском Союзе насчитывается свыше 830 высших учебных заведений, в которых обучается более миллиона человек.

Последовательная сталинская политика интернационализма и дружбы народов привела к стремительному развитию науки во всех союзных республиках. Наша культура, говорит товарищ Сталин, является «национальной по форме и социалистической по содержанию». До Великой Октябрьской социалистической революции на территории Армении, Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана не было ни одного высшего учебного заведения, а теперь их в Азербайджане 21, в Армении 15, в Казахстане 23, в Туркмении 6, в Киргизии 7, в Таджикистане 8. В вузах нашей страны обучаются студенты 70 национальностей.

«Будущность принадлежит молодёжи от науки», — говорит товарищ Сталин. Союз молодых и старых научных кадров обеспечивает неуклонный прогресс советской науки. В нашей стране научной молодёжи предоставлены все возможности для самостоятельного научного творчества. Только в нашей стране имеется аспирантура с государственной стипендией; через институт аспирантуры талантливая молодёжь готовится к получению первой учёной степени — кандидата наук. В 1949 году в вузах и научно-исследовательских институтах СССР обучалось более 15 тысяч аспирантов.

Товарищ Сталин, обращаясь к молодёжи Советского Союза в 1928 году, указывал: «Овладеть наукой, выковать новые кадры большевиков — специалистов по всем отраслям знаний, учиться, учиться, учиться упорнейшим образом, — такова теперь задача. Массовый поход революционной молодёжи за науку, — вот что нам нужно теперь, товарищи».

Советское правительство систематически поощряет научные изыскания. Заслуги учёных получают всенародное признание. Наиболее крупные и выдающиеся научные работы, новые методы, изобретения ежегодно удостаиваются Сталинских премий.

«Бывает и так, — указывает товарищ Сталин, — что новые пути науки и техники прокладывают иногда не общеизвестные в науке люди, а совершенно неизвестные в научном мире люди, простые люди, практики, новаторы дела». Одним из великолепных преимуществ социализма является привлечение к творческой работе широчайших слоев народа. После победы социализма в нашей стране созданы неограниченные возможности для проявления инициативы, сметки, выдумки, мастерства. Партия большевиков и товарищ Сталин всемерно поддерживают и ценят чувство нового, самостоятельное творчество в любой области жизни, и поэтому новые пути в науке и технике нашей страны наряду с маститыми учёными прокладывают простые люди, практически работающие на заводах и в колхозах.

Товарищ Сталин смело поддерживает всякую новую, прогрессивную самостоятельную мысль, уделяя большое внимание поддержке инициативы широких народных масс. Товарищ Сталин лично поддержал новаторство Стаханова, подвиги великого лётчика нашего времени Валерия Чкалова, созидательный труд Паши Ангелиной, Марии Демченко и многих других. По его инициативе Сталинские премии присуждаются не только учёным, инженерам, деятелям культуры, но и простым людям, рабочим и колхозникам нашей страны.

Передовая советская наука растёт в борьбе за приоритет и самостоятельность русской науки и культуры, в борьбе против низкопоклонства и раболепия перед иностранной буржуазной культурой. Товарищ Сталин, поднимая роль науки в нашей стране, возвеличивает тем самым и мировое значение советской научной мысли. Активное участие науки в построении социалистического общества благоприятствует развитию оригинальности и самостоятельности научного мышления, революционизирует методы исследования, способствует развитию самобытности советской науки. Народность в науке, подлинно преобразующая и направляющая сила науки рождаются при решении больших и неотложных задач страны.

Социалистическая практика вдохновляет наших учёных на новые искания, новые открытия и изобретения.

Отличительной чертой советских учёных является их животворный советский патриотизм. Патриотизм для советского учёного — это прежде всего смелое новаторство, направленное на укрепление могущества социалистического государства. В советском патриотизме, как учит товарищ Сталин, гармонически сочетаются национальные традиции народов и общие жизненные интересы всех трудящихся Советского Союза.

Важнейшее свойство советской науки — непрерывно растущая связь с практикой.

В известной речи на Первом Всесоюзном совещании стахановцев товарищ Сталин говорил: «Данные науки всегда проверялись практикой, опытом. Наука, порвавшая связи с практикой, с опытом, — какая же это наука? Если бы наука была такой, какой её изображают некоторые наши консервативные товарищи, то она давно погибла бы для человечества. Наука потому и называется наукой, что она не признаёт фетишей, не боится поднять руку на отживающее, старое и чутко прислушивается к голосу опыта, практики».

Товарищ Сталин в своих трудах указывает на опасности и трудности, которые мешают развитию науки, намечает пути преодоления трудностей. В борьбе против всякого рода буржуазных пережитков в науке, как отрыв от практики, консерватизм и т. д., особую роль играет критика и самокритика. Критика и самокритика — это особая закономерность и движущая сила развития советского общества, открытая гением И. В. Сталина. Без критики и самокритики нет движения вперёд.

В своих классических работах товарищ Сталин создал новый стиль научных изысканий. Черты борца и человека, величайшего гения науки можно видеть во всех делах Сталина. Его исследования, речи, статьи написаны ясным, чётким и простым языком и доступны пониманию широких масс трудящихся. Сложнейшие теоретические философские вопросы, законы развития человеческого общества, вопросы организаторской работы и формулировки задач партии даются Сталиным так отчётливо и логично, с таким глубоким проникновением в суть дела, что сразу же становятся мобилизующей, организующей и направляющей силой всей большевистской партии. Овладевая массами, сталинские идеи становятся материальной силой.

Сталинский стиль характеризуется непримиримостью к врагам социализма, глубочайшей партийностью и принципиальностью. Намечая в своих трудах ясную революционную перспективу, ставя ясные и определённые цели, Сталин в практике государственной и партийной работы отличается исключительной твёрдостью и настойчивостью в достижении поставленной цели. Соединение революционного размаха с деловитостью и несгибаемой волей в достижении цели — вот главное в сталинском стиле исследовательской и практической работы.

Наша Родина стала цитаделью передовой народной науки. Сбывались слова товарища Сталина о том, что «наша страна с её революционными навыками и традициями, с её борьбой против косности и застоя мысли, представляет наиболее благоприятную обстановку для расцвета наук».

Имя Сталина вдохновляет всех советских учёных. Народы необъятной Страны Советов видят в Сталине воплощение своего героизма, своего мужества, своей славы.

Профессор А. Космодемьянский

«Смена» № 23, Декабрь 1949 г.

Author: Администратор

Добавить комментарий