Фоторепортаж из жизни колхозников Милянфана (Советская Киргизия), 1950 г.
12-06-2012
http://s51.radikal.ru/i131/1205/df/d29f73af21ef.jpg
Поэт Ясыр Шиваза читает колхозникам артели им. Фрунзе свои стихи

 

Поток дымчатого золота прорвал фиолетовую мглу «Небесных гор» — киргизского Ала-Тоо. Солнце, поднявшееся над зубчатыми вершинами, отразилось в белых гранях ледников и окрасило алым цветом пенистые струи водопадов. Растаял туман, и взору открылась плоская долина, едва заметно склоняющаяся к пенистой Чу.

Жители Милянфаня давно облюбовали для рисовых плантаций заболоченные места долины близ реки. Чтобы попасть к прославленным рисоводам, мы свернули с голубовато-черной автомобильной дороги вблизи Канта и поехали по узкому, затейливо петлявшему проселку. Утренний ветер шумел в кустах, весело журчали арыки, в облаках пыли появлялись и исчезали дома, глинобитные дувалы, тополевые аллеи, раскидистые тутовые деревья.

Мы спросили у нашего спутника поэта Ясыра Шивазы, что значит слово «Милянфань».

— Рисовая долина, — ответил Шиваза. – Это по-китайски.

Машина остановилась у прекрасного каменного здания клуба. Густые деревья бросали короткие тени на его белоснежные стены.

Ясыра Шивазу обступили мужчины и женщины. Они оживленно заговорили на незнакомом языке.

— Хома! – Поэта приветствовала молодая женщина с туго заплетенной черной косой. В длинном, синем халате и пестрых шароварах, заправленных в матерчатые туфли, она была удивительно похожа не только костюмом, но лицом и фигурой на китаянку.

К Ясыру подошел водяной надсмотрщик колхоза Воваза Шисир, в меховой круглой шапке со стеганым верхом. За ним – худощавый, гибкий мальчик с китайской скрипкой – сыкуза – в руках.

Создавалось впечатление, будто мы, свернув с автомобильной дороги у Канта, внезапно оказались где-то в Китае. Рисоводы называли здесь свои дома фанзами, селение – «шон-чжуон», дорогу – «лув», а рисовое поле – «до-ди»… Узоры настенных ковров, бумажные веера и фонарики в клубе, казалось, сошли со старинных китайских гравюр.

Как очутились здесь, у подножья Ала-Тоо, выходцы из далекого Китая? Как перенеслись сюда многие традиции, навыки, язык и архитектурные особенности, присущие китайским провинциям Шэньси и Гуаньси? Граница с Китаем проходит по снежным хребтам Коок-Шаала, до которых отсюда много километров. Ледяные пики и вечноснежные перевалы отделяют Китай от этих колхозных пашен и фанз. Очевидно, в далеком прошлом нужно искать пути, по которым пришли из Китая отцы и деды советских людей, живущих в Милянфане…

☆  ☆  ☆
 

В провинциях Китая, главным образом в северо-западных, насчитывается более 35 млн. дунган – китайских мусульман. Наука еще не дает точного ответа на вопрос, откуда и как пришли в Китай дунгане. Существуют предположения, что предки дунган были арабскими воинами. Они слились с народом Китая и отличаются от него только тем, что сохранили мусульманскую религию. По другой версии, дунгане – потомки воинов среднеазиатских завоевателей, оставшихся навсегда в Китае. Одни лингвисты утверждают, что слово «дунгане» происходит от уйгурского «тургане», означающего «оставшиеся», другие считают, что слово «дунгане» — искаженное «чжоу юаньжэнь»: «человек Срединной земли, китаец.

Судьба дунган была полна мрака и горя. В течение веков находились они под неимоверным гнетом правивших клик, считавших мусульман низшими существами. К этому прибавлялся жесточайший произвол мусульманских феодалов. Многомиллионный народ не раз подымался против своих поработителей. Дунганские восстания охватывали значительную часть населения.

Крупнейшее такое восстание в Китае вспыхнуло в 1862 г. На подавление его были брошены императорские войска. Но восстание продолжало расширяться. Мощное народное движение выдвинуло бесстрашного полководца, известного под именем Бэй Янь-ху, что значит «Отважный тигр». Более десяти лет дунгане под руководством Бэй Янь-ху отражали атаки правительственных войск. Отряды повстанцев переходили из провинции в провинцию, всюду находя помощь и сочувствие китайского трудового народа.

Император посылал все новые армии против Бэй Янь-ху. Силы повстанцев истощались Они отходили к северным рубежам страны. Понеся огромные потери, обескровленные, измученные, дунгане вынуждены были перейти границу и искать спасения в России. В декабре 1877 г., в месяц жестоких бурь и морозов, отряды воинов под водительством Бэй Янь-ху стали переправляться через горы. Отражая атаки преследователей, страдая от стужи и нехватки пищи, но оберегая своих жен и детей, повстанцы одолели горные вершины и очутились в долине.

Более тридцати тысяч дунган поселилось в так называемом Семиречье – на территории Киргизии и Казахстана. Жизнь дунганских переселенцев в старой России мало отличалась от их жизни под игом императорской власти в Китае. Только советская власть раскрепостила их, как и миллионы трудящихся всех национальностей, живших в царской России.

☆  ☆  ☆
http://s019.radikal.ru/i628/1205/18/4e386b4cb648.jpg
Председатель Милянфаньского сельсовета Ванахун Нусваза рассказывает о большой судьбе советских дунган

…Фанза председателя сельского Совета стоит на улице, носящей имя его родного брата. Мы вошли в дом и увидели на стене, обшитой циновками, фотографию узкоглазого юноши. Бумажные цветы и узоры обрамляли его красочным венком.

— Когда человек жертвует собой за народ, — сказал Ясыр Шиваза, — ему не страшна и смерть. Наш народ гордится Ванахуном Манзусом: он отдал свою жизнь за Родину, за народ. Он Герой Советского Союза…

http://s019.radikal.ru/i635/1205/46/f2f29dd282c1.jpg
Агитатор колхоза водяной надсмотрщик Хахаза Манваза читает свежий номер газеты колхозницам Цунчеза Мамеза и Ванахун Амие

— Мы овладеем техникой, — говорит колхозный шофер Хахаза Мутаза
 

…Весть о приезде поэта распространилась по колхозу. Повидать Ясыра Шивазу, послушать его новые стихи и поговорить с приезжими пришли председатель колхоза им. Фрунзе Василий Алексеевич Хаминов, его заместители Вонлоер Дидиза и Несыза Хваза, бригадиры Янфу Джамали, Мумуза Молода, знаменитый в колхозе мастер на все руки, строитель и архитектор Дауза Зуаза, заведующий овцеводческой фермой орденоносец Фунлоер Суваза, колхозники – рисоводы и животноводы.

— Наш колхоз имени Фрунзе – один из многих дунганских колхозов, — сказал нам Василий Алексеевич Хаминов. – До революции дунгане и в России вымирали от болезней и тяжелой жизни. Отцы и деды дунган батрачили у кулаков и баев. Теперь народ растет и крепнет. Заметьте: дунганские колхозы в Киргизии и Казахстане – «Кызыл Шарк», наш колхоз, «Дыйшин» и еще два – колхозы-миллионеры. Государство передало нашей артели на вечное пользование 3326 гектаров земли. Под рисовыми плантациями у нас занято 465 гектаров. Мы имеем свою электростанцию, мастерские, гараж, большой парк сельскохозяйственных машин.

http://funkyimg.com/u2/1655/558/4609591.jpg
Птичница Цунчеза Мамеза
http://funkyimg.com/u2/1655/559/3410291.jpg
Юные дунгане получили новые книги

Заведующий почтовым отделением в Милянфане Маданза Лейбуза рассказал нам: колхозники получают 148 экземпляров газет, 62 экземпляра журналов, много писем и телеграмм. Заведующий колхозным книжным магазином Херки Лючиза дал еще более интересную справку: магазин ежемесячно продает разной литературы в среднем на 4 тысячи рублей. Многие члены артели теперь имеют собственные библиотечки.

http://funkyimg.com/u2/1655/562/5896791.jpg
Научные сотрудники Киргизского филиала Академии наук СССР дунгане Юсуп Яншапсин и кандидат исторических наук Хасан Юсуров
 

Мог ли мечтать отец Хасана Юсурова о том, что его сын будет кандидатом исторических наук? Мог ли кто-нибудь в роду Юсупа Яншансина предполагать, что Юсуп создаст дунгано-русский словарь, станет видным ученым-филологом? И ни одна дунганка, конечно, не смела раньше думать о том, что женщина ее народа может стать ученой. Но сбылось казавшееся невозможным. Хасан Юсуров и его товарищ Юсуп Яншансин трудятся в Киргизском филиале Академии наук СССР. В братском содружестве с русскими и киргизскими учеными развивают они науку. Рука об руку с ними работает женщина-ученый дунганка Шин Ло-лоджар.

Среди дунган – рабочих, колхозников, ученых, врачей и инженеров – немало людей, удостоенных высоких правительственных наград. Из колхоза имени Фрунзе вышел Герой Советского Союза Ванахун Манзус, колхоз «Кызыл Шарка» славится двумя Героями Социалистического Труда. В этом колхозе почти все члены артели имеют правительственные награды.

http://funkyimg.com/u2/1655/564/6010111.jpg
Председатель колхоза им. Фрунзе Василий Алексеевич Хаминов (слева)
и ветеринарный фельдшер колхоза Лома Мамаза
 


Летчик-миллионер Салих Шимов перед полетом через хребты Тянь-Шаня

Отец Салиха был укладчиком папирос на табачной фабрике. Советская власть дала возможность ему и всей семье Шимовых учиться, работать по призванию. Мать Салиха, Зулейха Шилазовна, поехала в московский медицинский техникум; сейчас она работает в детской поликлинике во Фрунзе. Отец, Сулейман Таирович, ставший офицером Советской Армии, погиб во время Отечественной войны в лесах Смоленщины. У Салиха было два брата – Джемар, аспирант Киргизского сельскохозяйственного института, и Али, солист Киргизского театра оперы и балета. Оба они ушли на фронт и пали смертью героев.

Салих, окончив школу, учился в педагогическом институте. Но его влекло небо. Комсомол помог Салиху поступить в авиацию. Во время войны Шимов готовил летчиков для фронта. В 1946 году он демобилизовался и с тех пор работает в гражданской авиации.
— Сколько вы налетали километров? – спросили мы Салиха.
— Миллион. Я летал на самолетах самых различных типов и конструкций, — ответил летчик.

 

☆  ☆  ☆
 

…Колхозные умельцы, летчики, ученые, поэты, механики… Светлый путь открыт перед советскими дунганами. В братской семье народов Советского Союза нашли они свое большое счастье.

 

☆  ☆  ☆
 

По материалам специального корреспондента «Огонька» Е. РЯБЧИКОВА
Фото В. Евграфова.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.