Пример истинной педагогики
14-11-2019

В. Волков

Пример истинной педагогики

 

 

В 1920 г. Антон Семенович Макаренко на развалинах барского поместья создал колонию для подростков-беспризорников, которым рано было в тюрьму, но не было места в обществе. Это было «время Врангеля и польской войны», время окончания гражданской войны, победы революции при еще сохраняющихся пережитках царизма, при разрухе и голоде. Колонисты в большинстве случаев были настоящими малолетними преступниками, прошлое которых проходило в бандах, воровских малинах.

Макаренковские принципы формирования коллектива были столь же естественны для Человека, сколь противоестественны для формальной педагогики. Например, своровавший подлежал не изоляции от коллектива, а, напротив, осуждению коллективом, а наказание в виде труда ему назначал коллектив, т.е. те самые колонисты, которых он обкрадывал.

Макаренко строил коллектив на основе уважения, ответственности и самодисциплины.

Макаренко не баловал и не жалел ребят, он их уважал и давал им почувствовать это уважение, позволял почувствовать заслуженную гордость.

Колония им. Горького была не такой, как мы представляем сейчас колонию, с охраной, карцером и колючей проволокой. Это была революционная колония — колонисты сами решали внутренние вопросы, распахивали землю, сеяли и собирали урожай, разводили скот, создали почти полное самообеспечение колонии и расширяли, улучшали по возможности свой быт.

В 1927 г. Макаренко руководил коммуной им. Дзержинского. В 1930 г. в коммуне был открыт рабочий факультет Харьковского машиностроительного института, в 1932 г. — завод электроинструментов, затем завод фотоаппаратов ФЭТ. С 1933 г. коммуна первой в СССР среди детских заведений перешла на полное самообеспечение. С 1934 г. здесь работала средняя школа.

Это и сейчас показалась бы фантастикой, а уж в то время подобных примеров в педагогике не было вовсе. Значение и масштаб достижений метода Макаренко мало и односторонне оценен педагогическим «олимпом», пронизанным идеализмом (педологией) и сейчас и даже в СССР. Педагогическое сообщество вынуждено признавать факты, но отвергает метод Макаренко. А в советские годы профессиональные педагоги вели агрессивную борьбу по выхолащиванию наследия великого педагога.

Следует отметить, что буржуазия создала миф о том, что Н.К. Крупская имела какой-то конфликт с А.С. Макаренко и выступала против его деятельности. Это очередной грязный поклеп на двух марксистов-педагогов. Педагогическая позиция Крупской и педагогическая позиция Макаренко не просто согласуются, но находятся в одной теоретической плоскости, основаны на марксистском понимании образования и воспитания.

Причем борьба с коммунистическими, творческими начинаниями в СССР велась не только в области воспитания, во всех сферах жизни общества происходили не менее значимые сражения. Как и в других областях, борьба с коммунизмом велась буржуазными методами порою под прикрытием коммунистической фразы, псевдореволюционных лозунгов. Это происходило не только вследствие осознанной борьбы с коммунизмом, но и от банального идиотизма — оппортунизма, формализма, нежелания признавать ошибки и честно оценивать факты, в том числе отрицая возможность перевоспитания человека.

Но тем важнее сейчас не забывать того, что составляло суть метода коммунистического воспитания — преображение личности в коллективном труде.

Забыв уроки Макаренко, современный человек не может понять такие факты истории, как, например, строительство Беломорканала, просто не может представить, как могли существовать лагеря практически без охраны, где люди действительно перевоспитывались трудом, где бывшие уголовники и противники советской власти становились советскими людьми не на словах, а по внутренним убеждениям и своими делами.

Макаренко не использовал каких-то хитрых заумных методик, не промывал мозги своим подопечным, не уговаривал их быть хорошими, он делал именно то, что сделали большевики для всех советских людей: он дал ребятам шанс стать лучшими версиями себя, добровольно и сознательно, через общественно полезную деятельность.

Он не сомневался, что самый жестокий и циничный подросток был таким не потому, что генетически запрограммирован быть негодяем, но лишь вследствие пороков среды, в которой он оказался. И воспитание строилось не на отторжении, отрицании среды, а на усилении роли коллектива, который тоже часть среды, но в нем есть и то, чего нет в толпе и массе, — коллективная воля, ответственность, дисциплина и уровень строгости, приводящий в ужас буржуазных интеллигентов.

«Достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность. Социалистическое общество основано на принципе коллективности. В нем не должно быть уединенной личности, то выпяченной в виде прыща, то размельченной в придорожную пыль, а есть член социалистического коллектива. В Советском Союзе не может быть личности вне коллектива и поэтому не может быть обособленной личной судьбы и личного пути и счастья, противопоставленных судьбе и счастью коллектива».

Конечно, Макаренко не сумел бы создать подобной колонии в условиях дореволюционной российской империи, да и в нынешней РФ тоже, но сегодня важны не только его исторические достижения, но и то, что он использовал научно обоснованный метод и тем самым обогатил человечество творческим примером истинной педагогики.

У А.С. Макаренко есть место в книге, где он передает рассказ колониста, узнавшего о колонии и мечтавшего попасть в нее, но поскольку в колонию принимали только правонарушителей и малолетних преступников, мальчик намеренно совершил кражу, напоказ, и так добился желаемого, попал в коллектив Макаренко.

Чтобы попасть в коллектив прорывцев, не нужно совершать правонарушений, но нужно строго следовать пути, указанному в статьях журнала и газеты. Нужно поставить цели и задачи коллектива превыше всего, личных желаний и амбиций, ведь именно в достижении побед коллективом достигается победа личная, в том числе над личными недостатками. Не бояться, не плакаться на обстоятельства и «непреодолимые преграды», но вдуматься в тот факт, что уж если малолетние преступники, безграмотные, как их называли «морально-дефективные», сумели стать строителями коммунизма, то современный грамотный пролетарий тем более сможет.

Воспитание человека-индивидуалиста, разрываемого на части стимулами, интересами, инстинктами, в человека-коммуниста, чья научно осознанная цель состоит в борьбе за счастье через коллективный труд на благо всего общества — это метод А.С. Макаренко, настоящего коммуниста.

14/11/2019



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.