Об эффективности планирования относительно рынка
06-10-2019

Об эффективности планирования относительно рынка

 

 

Одним из факторов эффективности планирования относительно рынка является повышение сроков службы производимых предметов потребления.

Ну, например, есть кофеварка. Хорошая кофеварка, простая — колба, тэн, кнопка включения, клапан сброса пара. Работала лет 15, потом все. Поломка ерундовая — прокладку съело, давление не держит.

Для капиталиста такая ситуация — радость, сейчас потребитель купит у него ещё одну кофеварку. В плановом хозяйстве выход из строя предмета из-за ерунды — это хозяйственная потеря, потому что капиталист, получив деньги, с баланса кофеварку списал, а при общественной собственности кофеварка как была, так и остаётся на балансе общества. Поэтому при общественной собственности выгодней вложиться в прочность, долговечность, снабдить продукцию ремкомплектами и схемами, обеспечить ремонтопригодность. Копеечный набор прокладок — и вещь служит вдвое дольше, потребность в производстве этой вещи снижена вдвое, освободившиеся ресурсы можно отправить на решение других хозяйственных задач.

Одноразовость вещей, которые могут служить долго — это не преимущество капитализма, это наоборот, накладные расходы на общество. Производят, например, пластиковую посуду для пикника из пластика, который выкрашивается от солнечных лучей. Да, дёшево, но, рассматривая в общественно необходимых затратах, вместо того, чтобы эксплуатировать эту посуду несколько лет, затратив на 30 тысяч комплектов тонну сырья, затратив 2 часа рабочего времени завода, капиталист предпочитает из сырья похуже и подешевле наштамповать миллион комплектов и потратить 30 тонн, и пусть даже у него меньше рабочего времени требуется вдвое, то общее количество времени, затраченного на производство, уйдёт в этом случае все равно больше в 15 раз.

Капиталистическое производство завалено производством одноразовых вещей. А это — путь в никуда, ибо трудовые ресурсы, на них затраченные, НЕ НАКАПЛИВАЮТСЯ, а тут же расходуется. Благосостояние не растёт. Если костюм носится 10 лет, то человек, купивший 10 костюмов, обладатель шикарного гардероба как минимум лет на десять. А если он носится полгода, а потом превращается в тряпку, то человек с 10 костюмами фактически имеет лишь один костюм.

 

Иван Шевцов




Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.