Реплика о судоходстве при капитализме
05-10-2019

К. Неверов

Реплика о судоходстве при капитализме

 

 

 

Городские власти очень жёстко поставили нам, Набережночелнинскому Клубу Водных Походов, ультиматум: в 14-дневный срок убрать все «незаконно построенные строения» (которые были построены ещё задолго до нас для спасательной станции ГИМС МЧС) — на этом месте будет пролегать… велосипедная дорожка. Поэтому наши походы пока отменяются (эх, а погода славная) — срочно требуется все ценные вещи перебазировать на наш «Аякс» (бывший речной самоходный трюмный сухогруз, а теперь несамоходная плавучая база походников) и поближе к нему… Пришёл домой обескураженным, т.к. узнал неутешительные новости: встреча-беседа в мэрии нашего города делегации наших походников с городской властью оказалась неудачной для нас…

Я написал текст, который разослал в различные городские и судоводительские группы:

«Это своего рода крик нашей, челнинских речников, души! Нашему городу Набережные Челны следует отказаться от своего названия и своей эмблемы-символа в образе стилизованной ладьи, которая идёт по камским волнам на вёслах и под парусом, т.к. они не соответствуют нынешней действительности: нет больше в Набережных Челнах полноценных речных портов в удобных гаванях устья Челнинки и в районе нынешнего посёлка Чаллы Яр, мимо нашего города проходят пассажирские суда, нет в нашем городе одного из символов нашего города, тральщика „Североморец“ — учебного корабля Клуба Юных Моряков/речного лицея, да и самого Клуба Юных Моряков/речного лицея больше нет… Когда-то один из мэров Набережных Челнов Ильдар Халиков заявил: „Челны — город европейского формата“! Красивые слова, но город европейского формата — это не только велосипеды с велосипедными дорожками, но и корабли, самые различные суда торгового, пассажирского, рыболовного, маломерного флота с ДОСТУПНОЙ для всех граждан портовой инфраструктурой! Посмотрите на морские и речные портовые города капиталистической Европы (Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Германии, Франции, Португалии, Испании, Италии, Греции…) и вы увидите целые леса-мачты яхт, скопления разнообразных катеров, лодок… Требуется дать определение яхты. Яхта — это ЛЮБОЕ (парусное, моторное, гребное) судно, которое предназначено или используется в ЛЮБЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ целях: для спорта, туризма, любительской рыбалки и отдыха. Я очень надеюсь, что когда-нибудь в нашем городе будут функционировать полноценные речные порты, кораблестроительные верфи и судоремонтные заводы, Клуб Юных Моряков/речной лицей и мы будем любоваться нашей Камой, теплоходами, яхтами, лодками на ней и одним из символов нашего города — тральщиком „Североморец“, учебным кораблём-музеем Клуба Юных Моряков/речного лицея…».

 

 

 

Я не ожидал, что обращение вызовет такую бурную реакцию-отклики среди неравнодушных читателей: у нас совпали взгляды на развитие водного транспорта, водных походов в Челнах, воспитание подрастающего поколения на флотских традициях. Да, пусть не все мальчишки и девчонки свяжут свою судьбу с водным транспортом, рекой, морем, станут речниками-моряками, но перед их глазами будут увлечённые взрослые люди, которые любят своё дело, они получат бесценный опыт в совместном полезном деле, а не будут брать пример с тех, кто прожигает свою жизнь в ночных клубах и в тупых телешоу! Городские власти пока хранят молчание. Да, можно смеяться и ругать местную городскую буржуйскую власть за её ограниченность, недальновидность, головотяпство, но эта проблема намного сложнее и глубже! Надо искать коренные социально-экономические причины проблемы.

Я ещё помню Набережные Челны настоящим речным городом… И не только Челны, но и другие города: Пермь, Елабугу, Нижнекамск, Чистополь, Казань, Ульяновск, Горький… Я ещё помню свои детские и юношеские годы в СССР: оживлённый трафик на Каме, Вятке, Волге самых различных грузовых (самоходных трюмных и палубных сухогрузов, танкеров, лесовозов, буксиров-плотоводов, буксиров-толкачей с плотами, баржами типа РП, РТ, БТТ, ОТ, БТО…) и пассажирских судов (многопалубных величавых лайнеров, теплоходов пригородных местных маршрутов типа МО, ОМ, Т, «Москва», «летящих» над водой «Ракеты», «Метеоры», «Кометы», «Восходы»…) и функционирующие порты с различными шныряющими юркими буксирами и катерами типа РБТ, «Ярославец»… доступные цены на билеты водного транспорта… Мощное и развитое Камское Речное Пароходство… Куда это всё исчезло-пропало?!

И ведь такие беды характерны не только для нашего города и региона, но и для всей капиталистической РФ! Я стал копаться в этой теме: вспоминать своё личное общение-разговоры с бывшими мариманами и речниками Камского Речного Пароходства, Балтийского Морского Пароходства, Северо-Западного Речного Пароходства, Ленского Объединённого Речного Пароходства, Мурманского Тралового Флота… Вспоминать самые различные случаи из СМИ про морские аварии, несчастные случаи и бедствия на морях-реках, аресты судов в портах за долги судовладельцев, бедственное положение экипажей таких судов, участившиеся случаи пиратства у берегов Африки и Юго-Восточной Азии, браконьерства в морях Дальнего Востока, вымогательства со стороны пограничников, таможенников, порт-надзора, санитарных врачей, экологов… у экипажей судов, заходящих в порты РФ, Украины…

Честно признаюсь, что я заплюхался в этой интересной теме! Заметил такую особенность: господствует новый, очень англизированный, морской жаргон. Почему? Осмелюсь сделать такое предположение, что нынешние российские моряки стремятся не попадать в дохлые-полудохлые морские и речные пароходства РФ, где старые суда, низкая зарплата, которая может не выплачиваться месяцами, а суда — задерживаться за долги, экономия на топливе, воде, питании, безопасности экипажа, т.е. российским судовладельцам-капиталистам хочется выжать всё, что возможно, из кораблей и людей, особо не вкладываясь в их обеспечение, ремонт, а хотят работать в крупных зарубежных судоходных компаниях с высокой заработной платой и сносным обеспечением, безопасностью — на судах крупных нефтегазовых компаний, контейнерных перевозок, круизных лайнерах…

Прослеживается такая, как бы внешне неявная, связь: в СССР были доступные для детей, молодёжи аэроклубы, Клубы Юных Моряков, походников, различные спортивные, театральные, литературные, музыкальные, краеведческие, научные, технические кружки и секции, даже инициатива их создания и всяческая поддержка могла исходить от местных, региональных руководителей компартии, комсомола, предприятий — диктатуре рабочего класса СССР нужны были Люди с большой буквы, покоряющие-исследующие-преобразующие моря, горы, леса, просторы, небо, Космос на благо советской страны и всего прогрессивного человечества, т.е. пока ещё юные, но строители коммунизма! Наблюдая, как в нынешней капиталистической РФ гробятся корабли и самодеятельные клубы, приходишь к выводу, что буржуйской власти нужны тупые обыватели-потребители…

Я задал своему товарищу (уважаемому толковому марксисту) такой вопрос:

«Почему в капиталистической РФ водный и ж/д транспорт вдруг стал убыточным? Почему у логистики стал перекос в автотранспорт? При социализме было такое выражение „плановоубыточное“. Тогда почему в других капиталистических странах водный транспорт прибыльный? За счёт снижения численности экипажей, что они работают в режиме полуаврала и подвахт?».

Получил от него ответ:

«Водный транспорт эффективен, когда крупные и плановые перевозки. Преимущественно под производства. В капиталистических условиях, собственно, производств мало, сроки поставок сжимают, они не планируемы, хозяйственная деятельность раздроблена между мелкими конторами. С точки зрения логистики гораздо быстрей и проще найти 20 — 30 еврофур, чем одну баржу. Они могут быть дороже, но практически не требуют инфраструктуры и не привязаны к рекам и портам, т.е. быстрей и проще. При плановой экономике, наоборот, водный транспорт становится выгодным — большие объёмы, сроки поставок стабильные и могут ПЛАНОВО двигаться туда-сюда».

Да, в капиталистической РФ в области водного транспорта, железнодорожного транспорта, энергетики произошёл своего рода произодственно-исторический откат от развитого социалистического планового хозяйства к раздробленному, в некотором роде домонополистическому капитализму, что является регрессом по сравнению со многими зарубежными развитыми государственно-монополистическими компаниями. Т.е. быстрее и проще раздербанить уже созданную целостную систему-структуру и быстро получить прибыль от нещадной эксплуатации, порезать на металлолом суда, чем вкладываться в портовую, судоходную инфраструктуру, строительство мостов, судостроение, где прибыль будет нескоро, да и не каждый буржуй имеет такие большие средства для этого!

Наш случай в Набережных Челнах частный, но такой типичный для нынешней капиталистической РФ — что-то подобное наблюдается и в СПб. Я всего лишь попытался разобраться в этом сложном вопросе, найти пути решения этой задачи. А какие здесь могут быть пути, если не возврат к научно обоснованному планированию производства на основе обобществления его средств?

05/10/2019



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.