К школьникам и студентам, а также их родителям
25-09-2019

К школьникам и студентам, а также их родителям

 

 

Нередко можно услышать: «Зачем мне это знать, в жизни подобное не пригодится». Заманчивая логика, сулящая возможность пройти жизненный путь, особо не напрягаясь в образовании. Ведь многие недооценивают трудность именно умственной работы и демоническую силу умственной лени. К тому же, подобный прагматизм рождается сам собою, как нечто естественное, в окружающих условиях жизни, когда идея земного счастья вращается вокруг добычи денег и, следовательно, выгодными кажутся те навыки, которые выглядят для этого наиболее пригодными.

Но попробуем посмотреть на процесс образования шире, не из глаз человека, который выбирает между рутинным трудом рабочего, инженера, служащего, интеллигента и попыткой поймать за хвост жар-птицу предпринимательской или преступной деятельностью.

Человек приходит в этот мир не на пустое место, а в конкретные жизненные условия, он взрослеет и воспитывается в определённых, не зависящих от него обстоятельствах. Каждое новое поколение людей получает в качестве стартовых условий ту систему организации общества, к которой пришли все те поколения, которые жили до него.

Ни у одного молодого человека не возникает сомнений по поводу необходимости использования той материальной культуры человечества, которая построена, произведена и разработана на данный момент времени. Более того, те, кто не имеют доступа к современным технологическим достижениям, например, в области телекоммуникации, испытывают как минимум неудобство, огорчение и досаду. Все молодые люди хотят в полной мере потреблять материальную культуру человечества в виде технически современного жилья, инфраструктуры, одежды, продуктов питания, утвари, средств связи и компьютерных технологий.

На вопрос «почему», обычно отвечают, руководствуясь представлениями о комфорте, ведь более технологичные вещи как правило и более удобные. А вот вопрос «зачем» мало кто ставит.

Зачем мы используем (потребляем) всё более совершенные в технологическом плане вещи?

Разве само по себе это делает нас счастливее? Вроде бы нет. Есть даже различные общественные течения, утверждающие, что высокие технологии делают людей несчастными.

Дело обстоит так: технологии повышают производительность труда, освобождают человека от рутины, хлопот, ускоряют коммуникацию между людьми и т.п. Технологическое развитие человечества есть неизбежное благо, и это часть прогресса. Но при этом ключевую роль играет не совершенствование техники, а качество отношений между людьми. Если отношения между людьми строятся на гуманной, научной основе, значит и технологии употребляются в помощь всем людям. Если же общественные отношения строятся на основе социальных инстинктов (интерес, выгода, власть, индивидуализм), значит технологии превращаются в средство эксплуатации и угнетения человека человеком. Этот процесс элементарно проследить на примере такой современной технологии, как интернет. Сама по себе коммуникационная, компьютерная сеть, объединяющая всё человечество, представляет собой огромный потенциал для развития людей и производства. Но экономические отношения капитализма превращают эту технологию в средство дебилизации населения, зарабатывания денег, мошенничества и т. д. Точно так же предприниматели превращают высокие производственные технологии во всё более совершенные средства массового и индивидуального террора, в орудия войны и порабощения.

Теперь ясно: если качество общественных отношений не удовлетворяет потребностям счастья человечества, то усовершенствование техники приводит в том числе и к росту несчастья, ведь техника ускоряет социальные процессы.

Например, интернет представляет собой такую рыночную помойку, что некоторые готовы отказаться от него вовсе, лишь бы не ощущать этот электронный смрад.

Или другой пример. Массы людей в своём стремлении пройти по головам и занять место под солнцем ради получения лучших квартир, машин, смартфонов, ноутбуков и одежды превращаются в настолько нравственно отвратительных персонажей, что некоторые готовы сбежать в лес жить примитивным укладом хозяйства, лишь бы не видеть это падение нравов.

Но бежать от общества и техники, конечно, — не выход.

Если посмотреть на вопрос чуть шире, то мы увидим, что совершенствование технологий по своему существу высвобождает силы человечества. Так и мы с вами стремимся использовать более совершенные с технологической стороны вещи, чтобы сэкономить физические и умственные силы в пределах удовлетворения ими потребностей. Всё в конечном счёте сводится к количеству времени.

Разумеется, читатель может возразить, что гонка за более технологическими вещами часто носит оттенок потребительства — более совершенный компьютер, чтобы играть в более новые игры, более совершенный смартфон, чтобы казаться более состоятельным и т. д. Но этот момент, каким бы он ни казался распространённым, является всего лишь частным случаем проявлением тяги к роскоши, к потреблению того, что недоступно другим, во многом ради демонстрации самого факта потребления. Т.е. эти явления не имеют отношения к технологиям. Технологическое развитие человечества происходит не из-за тяги к роскоши и не по хвастовству.

Далее, важно понимать, на что мы направим те силы, которые у нас высвободились в результате использования более технологичных вещей. На что потратим то дополнительное время, которое получили. И не возникает никакого сомнения, что высвобождение сил и времени есть предпосылка для дальнейшего развития и роста человечества.

Точно так же, появляясь на свет, новое поколение застаёт известный уровень и развития духовной культуры человечества, достигнутый всеми предыдущими поколениями. Однако, если использование современных материальных благ не вызывает особых затруднений, то освоение духовной культуры человечества — тяжёлый умственный труд. В порядке самотёка происходит самое элементарное — научиться говорить и понимать людей, овладеть основами поведения и взаимодействия между людьми. Легко научиться самому примитивному — писать, читать и считать, но дальше требуется серьёзное трудовое усердие.

Если употребление материальных благ даёт человеку силы и время на развитие, то что даёт овладение культурой человечества в должной мере? Именно в этом моменте спотыкаются прагматики, которые утверждают, что готовы усваивать только те знания, которые кажутся им полезными для зарабатывания денег и благоустройства жизни.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, что такое духовная культура человечества?

Мы знаем, что вся материальная культура человечества есть совокупность продуктов преобразования человеком природы под свои нужды, под свою социальную природу (куда входят и продукты преобразования человеком самого себя). Вся эта культура выражена через тело природы, представляет собой те или иные предметы природного мира, изменённые особым образом, или элементы природы, соединённые особым образом. Очевидно, что материальная культура человечества — это «застывший» в атомах и электромагнитных волнах успешный опыт человечества.

Но что в таком случае представляет собой духовная культура человечества? Чтобы разобраться, следует сопоставить понятие всего опыта человечества и материальной культуры. Исчерпывается ли накопленный опыт человечества той материальной культурой, которая была создана человеком?

На последний вопрос ответить утвердительно невозможно, потому что выпадают целые сферы жизни общества.

Во-первых, чтобы успешно преобразовывать природу, её нужно познать, нужно знать, как создать средства и орудия преобразования, иными словами, нужна система адекватных действительности знаний, которая при этом будет передаваться из поколения в поколение.

Во-вторых, человечество — не сумма отдельно стоящих людей, а сложный социальный организм, кооперация, взаимодействие, известное соединение людей в их жизнедеятельности. Значит, необходимо понимание, как этот социальный организм функционирует и что требуется для оптимального взаимодействия людей.

В-третьих, человечество, преобразуя природу, преобразует и само себя. Люди сильно меняются с развитием, меняется их мышление, поведение, даже внешний вид. На определённом этапе эти изменения становятся настолько далёкими от первозданного состояния человекообразных обезьян, что требуют целенаправленного управления собой. А значит, мы должны накапливать знания о себе и использовать их для самовоспитания и самоизменения.

В-четвёртых, человечество познаёт и преобразует мир не только сообразно своей биологической природе (транспорт — чтобы быстрее передвигаться в пространстве, телекоммуникации — чтобы быстрее общаться, сельское хозяйство — чтобы продуктивнее питаться, жилища — чтобы эффективнее противостоять неблагоприятным атмосферным условиям и т. д.), но и социальной природе (города — чтобы повысить качество кооперации, станки и компьютеры — чтобы повысить производительность труда и т. д.). Аспектом социальной природы человека является эстетическое восприятие действительности. Человечество на протяжении всей своей истории творило искусство. Искусство есть творческое отражение общественной жизни или преломленное через общественное сознание творческое отображение природы, осуществляемое посредством литературы, живописи, музыки, танца, архитектуры, скульптуры, дизайна, актёрской игры или же посредством соединения некоторых или всех этих способов — в эстраде, сценической деятельности, театре и кино.

Таким образом, вышеуказанные четыре момента накопленного опыта человечества непосредственно не входят в его материальную культуру и, следовательно, составляют культуру духовную. Иными словами, духовная культура человечества — это накопленные в общественном сознании сведения, искусство и наука.

Разумеется, ведущее значение в духовной культуре имеет именно наука, т. к. представляет собой все адекватные объективному миру знания о нём, включая знания о самом обществе и человеке, проникающие в сущность явлений и их взаимной связи.

Духовная культура человечества, разумеется, не висит в воздухе и содержится не только в головах живущих людей, но зафиксирована и на других материальных носителях информации — в книгах, на полотнах, зданиях, жёстких дисках и т. д. Духовная культура вполне материальна.

Познакомившись с содержанием понятия духовной культуры человечества, несложно сделать вывод, что овладение богатством этой культуры позволяет индивиду состояться как личности и развивать себя и общество, в котором он живёт. Сделать значимый вклад для живущих и будущих поколений, обессмертить себя. Не владея тем богатством, которое выработало человечество, принципиально невозможно в полной мере соответствовать объективному потенциалу прогресса, что означает снижение той совокупной общественной силы, которой располагает человечество.

Вместе с тем, овладение богатством духовной культуры человечества позволяет личности выработать такое качество мировоззрения (научное и с высоким художественным вкусом), которое обеспечивает не только максимальный уровень успешности деятельности, но и предоставляет возможность получать наслаждение от усердного труда на пользу общества и альтруизма, быть демиургом в той или иной области.

Другой вопрос, что духовная культура человечества содержит в себе не только истинные богатства, но прорву различного бесполезного хлама: суеверия, религии, гороскопы, мистику, идеализм, лженауку, ложь и т. д. Чтобы очистить и упорядочить её, необходимо руководствоваться научным методом мышления.

Становление научного мышления в обществе происходило и происходит до сих пор со скрипом.

Так, в начале XIX века немецкий философ Гегель в работе «Наука логики» обобщил всю созданную до него философию и таким образом сумел сформулировать наиболее бесспорные положения о всеобщем, т. е. о том, что содержится абсолютно во всех элементах мироздания. Но главное приобретение гегелевской философии — систематизация диалектического метода, т. е. метода мышления, который рассматривает всё в развитии. Маркс в содружестве со своим товарищем Энгельсом сумел овладеть огромным пластом человеческой духовной культуры и обобщил вообще всё ценное и научное в ней, создав таким образом своё учение — марксизм. В основе марксизма положен научный метод мышления — материалистическая диалектика (диаматика). Маркс и Энгельс, в отличие от Гегеля, исходили из того, что мироздание — это бесконечный объективно существующий в пространстве и времени материальный мир, а все формы мышления и идей есть свойства высокоорганизованной материи. Ученики и последователи Маркса — Ленин и Сталин — развили дальше марксистскую науку как синтез истин о наиболее общих объективных законах развития, прежде всего, общества, как материи особого рода. Таким образом, марксизм-ленинизм-сталинизм есть наиболее ценное в духовной культуре человечества, то, что следует считать подлинно научным мировоззрением.

В настоящее время марксизм-ленинизм не занимает должного места в общественном сознании, главным образом, потому, что его выводы об организации общественной жизни при капитализме носят революционный характер. С точки зрения марксизма нашему обществу требуются серьёзные перемены, которые не устраивают власть имущих олигархов и капиталистов помельче, поэтому выводы и положения марксистской науки тщательно дискредитируются, замалчиваются и драпируются различной нелепой критикой и ложью.

В настоящее время современными специализированными учреждениями внедрён комплекс образовательных дисциплин, который в некоторой степени отражает текущее развитие наук. Многие науки серьёзно заражены идеализмом, а в области обществоведения — все дисциплины прямо или косвенно исходят из центрального положения о вечности капиталистического устройства общества.

Однако при этом естественные науки школьного и университетского уровня представляют собой в основном формулировку объективных истин. Математика — всецело объективных истин. Многие гуманитарные дисциплины знакомят с широким спектром полезной информации и вполне могут изучаться критически. Таким образом, усвоение современных образовательных курсов есть движение к общей образованности, а общая образованность, в свою очередь, есть предпосылка к освоению марксизма. Постижение любых частных знаний закономерно вызывает необходимость обращения к методологии, т. е. к философии марксизма, к положениям диаматики. Так складывается гармоничное отношение процесса постижения частных знаний и процесса освоения диаматики, и таким образом она усваивается в том числе на материале частных наук.

В завершение следует отметить, что в основе образования человека лежит его самостоятельная работа. Нет и быть не может никаких способов постижения истин, кроме напряжённой и усердной самостоятельной умственной работы: многократного перечитывания, сопоставления, пересказывания и т. д.

Итак, учиться нужно, чтобы быть полноценным, всесторонне развитым и счастливым человеком. Учиться как следует означает овладеть всем тем богатством, которое выработало человечество, наиболее ценное из него — марксизм.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.