Марксистам необходимо стать для пролетария действующим фактором бытия
28-05-2019

Иван Шевцов

Марксистам необходимо стать для пролетария действующим фактором бытия

 

 

 

В западной традиции «левой традиции социальной мысли» есть тщательно развиваемое положение о том, что правящий класс не просто определяет господствующую идеологию, но и транслирует желаемую модель поведения через культуру и массмедиа, приписываемое Грамши.

Но заслуги Грамши, собственно, в ней нет ни грамма. Грамши не ставил себе задачей исследовать проблему, каким образом господствующий класс господствует в умах пролетариата. Это, собственно, вполне ясно и без него. Пролетариат неспособен сам разработать ни одну собственную мировоззренческую систему, которая выходила бы за рамки господского мировоззрения, следовательно, только идейная и пропагандистская слабость марксизма есть причина тотального оппортунизма в массах. Для него была неясна роль интеллигенции в революционном процессе — для Италии (и не только) 20-30гг 20 века, интеллигент был от основной массы населения настолько оторван, что для Грамши было нелегко встроить его в тетрис революционного процесса.

Левые «мыслители» уже которое десятилетие, развивая проблему идейного контроля над пролетариатом, с одной стороны, пытаются найти универсальный «золотой ключик», повернув который, мы торпедируем буржуазную идеологию и попадем в волшебный мир революции. А с другой — изощренно выполняют буржуазный же соцзаказ на описание и структуизацию стихийного процесса манипуляции общественным сознанием.

Маркузе, например, одной рукой писал рекомендации по пропаганде для властей США, а другой — «Одномерного человека». И непонятно, что и откуда он списал. Но путь «разоблачения манипуляций» — это фактически дорога в никуда, практика более 70 последних лет показывает, что никаких толковых рекомендаций из описания форм и анализа факта транслирования буржуазного мировоззрения в разных формах никакие бодрийяры разработать не сумели. Тот же Маркузе, нарисовав целую систему ментального концлагеря, из рекомендаций может выдать только предложение «бунтовать», причем под бунтом понимает и пьяный дебош, и публичный гомосексуализм. С высоты нынешнего опыта это выглядит смешно. Ударившиеся в структурализм, эпистемологию, лингвистику и герменевтику идеалистического толка, Бадью и Бодрийяр, например, из практических рекомендаций ничего фактически, кроме замены терминов, тоже не предложили, взявшись ни больше, ни меньше, как за проблему перевернуть массовое сознание. «Замах на рубль, удар на копейку» Это все смешно, издаются тома, чтобы констатировать тот факт, что попса транслирует в мозг населению идеально буржуазную модель поведения. А за констатацией…. нет ничего, что можно было бы использовать практически. Потому леваки из западных интеллектуалов всеядно читают их всех — от ситуационистов до маоистов, но практически ничего больше разгрома Макдональдса не изобразили.

Но проблема-то не в том, что пролетарий есть носитель конформизма и буржуазности, проблема в том, что трансляция эта ложится гармонично в пролетарские мозги, ибо, как убедительно доказал Маркс, «общественное бытие определяет общественное сознание», ну, воспроизводит пролетарий буржуазное мировоззрение на своем микроуровне, но он и богатство буржуазии воспроизводит, это и не новость, и разоблачение ее проблем не решает.

Решение проблемы находится на поверхности, по сути. Необходимо марксистам стать для пролетария действующим ФАКТОРОМ БЫТИЯ.

И тут в прыжках вокруг эпистемологии и герменевтики появляется некое рациональное зерно, так как сам интерес к тематике вызван слабой проработкой вопроса об идеальном как материальном факторе. Т. е. единственным фактором, которым мы пока что можем стать, есть фактор идейный — т. е. культуры в широком смысле этого слова. Чтобы пролетарий открыл газету — а там марксизм. Открыл книгу — там марксизм, смотрит киношку — а там марксизм. Слушает песню — и там марксизм.

С марксизмом спорят и его проклинают на каждом углу, и в каждой пивной обсуждают преимущества плана над рынком. И вот где-то на этом этапе левая болтовня про идеологический диктат из уровня «шеф, усе пропало» (в смысле тотальности господства) уйдет на задний план, потеряет актуальность и будет заменена работой на производство идеальной модели будущего. И идеальная модель, материально воплощенная в пропаганду, способна будет заменить буржуазную, столь же идеальную модель, хотя и взятую из непосредственно наблюдаемого.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.