Гениальный труд об идеологических основах большевизма («Правда», 1950)
24-05-2019

Гениальный труд об идеологических основах большевизма

 

 

Газета «Правда», 1950

 

45 лет назад, в мае 1905 года, вышла в свет знаменитая работа И. В. Сталина «Коротко о партийных разногласиях», сыгравшая выдающуюся роль в защите и обосновании идеологических основ большевистской партии.

Товарищ Сталин написал эту работу в момент, когда развертывалась первая русская революция. Буржуазно-демократическая революция в России, по выражению товарища Сталина, должна была совершиться при более прогрессивных условиях по сравнению с буржуазными революциями в Западней Европе XIX века и послужить бродилом и прологом пролетарской революции. В этих условиях особенно была необходима боевая, революционная партия пролетариата, способная повести народные массы на штурм самодержавия, а затем на свержение капитализма.

За создание такой партии, партии нового типа, неутомимо боролись Ленин и Сталин с первых шагов своей революционной деятельности. Против создания такой партии яростно выступали меньшевики.

Ко времени появления работы товарища Сталина между большевиками и меньшевиками уже существовали непримиримые разногласия не только по организационным вопросам, как это было на II съезде РСДРП, но и по всем основным вопросам стратегии и тактики партии. Меньшевики выступали как преемники русского «экономизма», как один из отрядов международного оппортунизма. Они ревизовали учение марксизма о классовой борьбе, боролись против ленинской идеи гегемонии пролетариата в революции, проповедовали организационную распущенность, отстаивали идеологию хвостизма и самотека в рабочем движении.

Известно, что сокрушительный удар по этой идеологии Ленин нанес еще в 1902 году в книге «Что делать?». В этой книге Ленин обнажил идейные истоки оппортунизма, показав, что они заключаются, прежде всего, в преклонении перед стихийностью рабочего движения и в принижении роли социалистического сознания. Ленин поднял на высоту значение передовой теории, сознательности, партии, как революционизирующей и руководящей силы стихийного рабочего движения и блестяще обосновал коренное марксистское положение о том, что марксистская партии есть соединение рабочего движения с социализмом.

В своей книге Ленин дал гениальную разработку идеологических основ марксистской партии. Замечательное творение сталинской мысли — «Коротко о партийных разногласиях» непосредственно примыкает к книге Ленина «Что делать?» и является дальнейшим развитием гениальных ленинских идей.

В этой работе, а также в письмах из Кутаиси и статье «Ответ «Социал-Демократу» товарищ Сталин развернул исключительную по силе и неотразимости доводов критику идейных позиций меньшевизма, разоблачая оппортунистическую теорию стихийности и тем самым нанося удары по всему международному оппортунизму.

В. И. Ленин высоко ценил работы товарища Сталина, посвященные идеологическим основам большевизма. Говоря о статье Сталина «Ответ «Социал-Демократу», Ленин отмечал «прекрасную постановку вопроса о знаменитой «внесении сознания извне».

Товарищ Сталин всесторонне раскрыл и глубоко развил марксистско-ленинское положение о соотношении стихийности и сознательности в рабочем движении, показал огромную роль социалистического сознания, революционной марксистской теории и руководящей роли партии в освободительной борьбе пролетариата.

Товарищ Сталин беспощадно разоблачил «экономистов» и меньшевиков, которые, впадая в вульгарный материализм, сводили на нет роль передовой теории, передовых идей в развитии общества. Идеи, порожденные материальными условиями жизни общества, указывал И. В. Сталин, играют не пассивную роль, они объединяют людей, организуют их и накладывают глубокий отпечаток на всю породившую их общественную жизнь. Без организующей и преобразующей роли передовых идей невозможно разрешение назревших задач развития материальной жизни общества.

Ленин и Сталин учат, что стихийное рабочее движение, не соединенное с научным социализмом, неизбежно мельчает, вырождается, идет к подчинению буржуазной идеологии. В капиталистическом обществе, как показали Ленин и Сталин, могут существовать только две идеологии: буржуазная и пролетарская, социалистическая. Никакой третьей идеологии в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, нет и быть не может. Поэтому всякое умаление социалистической идеологии означает тем самым усиление идеологии буржуазной.

Нельзя забывать, кроме того, отмечал товарищ Сталин, что буржуазные идеологи по-своему подделываются под социалистов, чтобы обмануть рабочих и подчинить рабочий класс идеологии буржуазии. В наше время такими предателями и обманщиками рабочего класса являются эттли, бевины, шумахеры, реннеры, сарагаты и им подобные, напяливающие на себя маску социалистов, а на деле являющиеся агентами англо-американского империализма.

Предупреждая против опасности недооценки роли сознательности в рабочем движении, товарищ Сталин писал:

«…Всякий, кто превозносит стихийное движение и преклоняется перед ним, тот независимо от своей воли роет пропасть между социализмом и рабочим движением, тот умаляет значение социалистической идеологии, тот изгоняет ее из жизни и независимо от своей воли подчиняет рабочих буржуазной идеологии» (Соч., т. 1, стр. 96).

Оппортунистическая теория стихийности есть идеология «хвостизма», обрекающая партию на роль пассивного регистратора событий. Эта теория есть логическая основа всякого оппортунизма, ибо она отрицает революционный характер рабочего движения и стремится направить его исключительно по линии «приемлемых», «выполнимых» для капитализма требований, то есть по линии реформизма.

В работе «Коротко о партийных разногласиях» товарищ Сталин неопровержимо доказал, что рабочее движение без социализма обречено на длительное блуждание в потемках и на мучительные страдания:

«Что такое научный социализм без рабочего движения?— Компас, который, будучи оставлен без применения, может лишь заржаветь, и тогда пришлось бы его выбросить за борт. Что такое рабочее движение без социализма?— Корабль без компаса, который и так пристанет к другому берегу, но, будь у него компас, он достиг бы берега гораздо скорее и встретил бы меньше опасностей.

Соедините то и другое вместе, и вы получите прекрасный корабль, который прямо понесется к другому берегу и невредимым достигнет пристани. Соедините рабочее движение с социализмом, и вы получите социал-демократическое движение, которое прямым путем устремится к «обетованной земле»(стр. 102 — 103).

Рабочее движение без социализма, учит товарищ Сталин, — это топтание на месте, в рамках капитализма. Примером такого топтания на месте в рамках капитализма является вся история английского тред-юнионизма.

Вскрывая оппортунистический характер теории стихийности и показывая роль социалистической сознательности в рабочем движении, товарищ Сталин в тоже время разъясняет, что социалистическая идеология не может возникнуть из стихийного роста рабочего движения, что она привносится в среду рабочего класса и трудящихся масс извне.

Как же проникает социалистическое учение в среду рабочего класса? Здесь-то и выступает на первый план пролетарская партия, как вождь и учитель рабочего класса, носитель социалистической идеологии. Партия вносит в рабочее движение социалистическое сознание, придает этому движению планомерность и целеустремленность. Партия является организующей и направляющей силой рабочего движения.

«Социал-демократия есть передовой отряд пролетариата, — писал И. В. Сталин, — ее обязанность — идти всегда во главе пролетариата… Обязанность социал-демократа — внедрить социалистическое сознание в стихийное рабочее движение, соединить рабочее движение с социализмом и таким образом придать борьбе пролетариата социал-демократический характер» (стр. 99).

Обязанность революционной социал-демократии, указывал товарищ Сталин, совлечь рабочее движение с тред-юнионистского пути и поставить его на путь социалистический, объединить передовые силы рабочего класса в одну централизованную партию, способную возглавить рабочий класс в борьбе за победу диктатуры пролетариата, за социализм.

Борясь за соединение рабочего движения с социализмом, за единство и неразрывность революционной практики и революционной теории, Ленин и Сталин тем самым закладывали основы партии нового типа, партии социальной революции и диктатуры пролетариата, партии, в корне отличающейся от погрязших в оппортунизме социал-демократических партий II Интернационала. Великие вожди трудящихся Ленин и Сталин создали такую партию — партию большевиков, воплотившую в себе единство теории и практики, верную до конца принципам революционного марксизма и ставшую образцом для всех тех, кто хотел иметь настоящую пролетарскую партию.

 

• • •

 

За истекшие 45 лет после выхода в свет гениального труда И. В. Сталина «Коротко о партийных разногласиях» учение Ленина — Сталина о партии нового типа одержало всемирно-исторические победы.

Всеми своими успехами трудящиеся нашей страны обязаны партии Ленина — Сталина, ее организующей и руководящей роли, ее огромной воспитательной работе в миллионных массах.

Без огромной работы большевистской партии по политическому воспитанию и просвещению рабочего класса невозможна была бы победа социалистической революции в нашей стране.

Социалистическая сознательность передовых слоев рабочего класса и трудящихся масс сыграла важнейшую роль в борьбе за укрепление Советского государства, в организации победоносного строительства социализма. Гигантская воспитательная работа партии в массах явилась одной из решающих предпосылок победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Идеология марксизма-ленинизма стала достижением многомиллионного советского народа. Народ и коммунизм в пашей стране слились в единую, непобедимую силу. Партия большевиков считает своей важнейшей задачей неустанно воспитывать трудящихся в духе социалистической сознательности. В условиях постепенного перехода от социализма к коммунизму решающее значение приобретает коммунистическое воспитанно трудящихся. Партия ведет борьбу с пережитками капитализма в сознании трудящихся, пресекает вражеские попытки протащить контрабандой растленную буржуазную теологию в среду советских людей. Борясь с проявлениями космополитизма и националистическими пережитками, с постыдным преклонением перед буржуазной культурой Запада, коммунистическая партии культивирует и развивает благородные идеи советского патриотизма и дружбы народов, идеи социалистического интернационализма.

Исходя из указаний товарища Сталина о том, что чем выше политический уровень и марксистско-ленинская сознательность работников любой отрасли государственной и партийной работы, тем выше и плодотворнее сама работа, — партия требует от своих кадров неуставного овладения всепобеждающим учением марксизма-ленинизма. Поднятию всей идеологической работы на высшую ступень партия большевиков уделяет теперь особенно большое внимание. Об этом свидетельствуют исторические решения ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам.

На всемирно-историческом опыте большевистской партии учатся братские коммунистические и рабочие партии, ведущие борьбу против буржуазной идеологии, против право-социалистической агентуры империализма и всякого рода оппортунизма.

В своей борьбе против всяких проявлений идеологического влияния буржуазии на отдельные, неустойчивые элементы среди трудящихся коммунистические и рабочие партии руководствуются великим, непобедимым учением Ленина — Сталина, всемирно-историческим омытом ВКП(б).

 

• • •

 

Работа И. В. Сталина «Коротко о партийных разногласиях» проникнута глубочайшей верой в победу коммунизма, в силу нового, восходящего класса — пролетариата. Разработав идеологические основы большевистской партии, Ленин и Сталин дали в руки пролетариата оружие неодолимой силы. Руководствуясь учением Ленина — Сталина, партия большевиков одерживает все новые и новые победы в борьбе за полное торжество идей коммунизма.

С. ТИТАРЕНКО


Комментарии редакции:

Надеемся, что компиляцией сталинской статьи читатели не ограничатся и обязательно познакомятся с оригиналом. Статья «Коротко о партийных разногласиях», действительно, является отражением той дореволюционной эпохи, когда большевики и меньшевики формально находились еще в одной партии (РСДРП), а авторитет Ленина и тем более Сталина был далеко не безоговорочным. Недаром оригинальная статья начинается со слов никого иного, как Карла Каутского:

“Социал-демократия есть соединение рабочего движения с социализмом”.

Карл Каутский, Эрфуртская программа

Примерами из Каутского и других авторитетных марксистов того времени Сталин защищал ленинскую работу «Что делать?», которая вышла на несколько лет раньше и с которой вовсю полемизировали меньшевики. История партии сложилась так, что Ленин оказался по одну сторону баррикад, а по другую сторону баррикад оказались такие «зубры» как Плеханов, Аксельрод, Мартов, Засулич и Старовер. Вскоре в стан противников большевиков перешел и Карл Каутский.

Но на работах Ленина по всей Российской Империи подрастало новое поколение социал-демократов (большевиков). В их рядах было много выдающихся личностей, самой известной из которых стал в последствие соратник и ученик Ленина – Иосиф Сталин. В те годы Сталин работал в Закавказье, последовательно отстаивал ленинскую позицию и боролся с местными меньшевиками и националистами за влияние на массы. Сама статья «Коротко о партийных разногласиях» была написана им на грузинском языке.

С тех пор минуло более ста лет, однако коммунистическое движение в России имеет те же или схожие проблемы. Как предполагают некоторые современные марксисты, движение отброшено в кружковый, а кто-то считает, и докружковый этап. По крайней мере, споры о теории и тактике классовой борьбы в современных условиях не уступают по накалу спорам вековой давности. Возможно, что многие теоретические вопросы, над которыми бились Ленин, Сталин, Плеханов и Каутский, покажутся современным коммунистам простыми, но только потому, что они были разрешены, а правильность решений доказана историей. Но успехи столетней давности остаются успехами столетней давности, как бы не хотелось их выдать за свои, и кичиться ими современным марксистам уже не удастся. На повестку дня практика поставила другие не менее актуальные вопросы, без разрешения которых революционная теория не двинется вперед, а вместе с ней останется на месте все коммунистическое движение.

Ведь кто такие коммунисты?

“Коммунисты, следовательно, на практике являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения”.

К.Маркс, Ф.Энгельс, Манифест коммунистической партии

А кто такие коммунисты без революционной теории?



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.