24 часа из жизни Филипповых. СССР. 1931 год
26-06-2013

В 1931 году, по заказу агентства «Союзфото» фоторепортеры Аркадий Шайхет, Макс Альперт и Соломон Тулес в течение пяти дней сняли «24 часа из жизни Филипповых» — типичной московской рабочей семьи. Редактором, руководителем проекта и автором подписей к фотографиям выступил журналист Л. Межеричер. Серия снималась для выставки Общества друзей СССР в Австрии и была призвана показать достижения социализма в течение первой пятилетки на примере жизни обычного человека, который сам является строителем новой реальности. Рабочий-металлист Дмитрий Филиппов и трое его детей работают на заводе «Красный пролетарий». Жена Филиппова, Анна Ивановна, благодаря достаточной обеспеченности семьи, может посвятить себя домашнему хозяйству. Несмотря на некоторые всеобщие трудности (вроде продажи продуктов по карточкам), Филипповы социально защищены, работают, учатся, занимаются спортом, посещают парк культуры и отдыха, а младший сын Володя весь день проводит в образцовом детском саду.

Дом, в котором живет семья ударника Н.Ф.Филиппова.

http://phistory.info/uploads/posts/2013-06/1370612288_24-chasa-iz-zhizni-filippovyh-dom-v-kotorom-zhivet-semya-udarnika-filipova.jpg

Семья Филлиповых за обеденным столом. Пьют чай.

«Семь утра, час, когда вся семья в сборе. За утренним чаем Николай Федорович, Анна Ивановна, дочери Соня и Варя, сыновья Костя, Коля и маленький Витя. Через полчаса каждый направится по своим делам. В Советском Союзе нет людей без дела. Даже Витя это подтвердит.»

24 часа из жизни Филипповых. СССР. 1931 год.«Н.Ф. Филиппов в трамвае по пути на завод.
У самого дома Филипповых недавно проложена новая трамвайная линия маршруты 11 и 42″ПРОБЕЛ - м
24 часа из жизни Филипповых. СССР. 1931 год.

«Костя Филиппов за работой у своего станка на заводе «Красный пролетарий».
Косте Филиппову 19 лет. Два года назад он окончил фабзавуч учебного комбината при «Красном ролетарии» и теперь он работает фрезеровщиком в одном пролете с отцом. Его заработок ‒ 75 рублей».

ПРОБЕЛ - м

24 часа из жизни Филипповых. СССР. 1931 год.«Филиппов Н.Ф. за работой на заводе «Красный пролетарий»»ПРОБЕЛ - м
24 часа из жизни Филипповых. СССР. 1931 год.ПРОБЕЛ - м24 часа из жизни Филипповых. СССР. 1931 год.ПРОБЕЛ - м24 часа из жизни Филипповых. СССР. 1931 год.

Общий вид завода Красный пролетарий

ПРОБЕЛ - м
24 часа из жизни Филипповых. СССР. 1931 год.

«Филиппов и сын Костя за обедом в столовой завода «Красный пролетарий». В одиннадцать – обед. Николай Федорович и Костя обедают в заводской столовой. Вари здесь нет. Ее перерыв позже. Столовая и буфет работают круглые сутки в три смены, как и весь завод.»

24 часа из жизни Филипповых. СССР. 1931 год.

«А.И. Филиппова за стиркой в прачечной.
Коммунальное строительство и общественное питание облегчают хозяйственные заботы Анны Ивановны. При доме есть прачечная, обед готовит Анна Ивановна только себе, все остальные обедают у себя на работе. Витя – в детсаде.»

ПРОБЕЛ - м
24 часа из жизни Филипповых. СССР. 1931 год.

Филипповы покупают в заводском кооперативе костюм для старшего сына

ПРОБЕЛ - м

24 часа из жизни Филипповых. СССР. 1931 год.А.И. Филиппова получает в заводском кооперативе заказанные продукты.
Прибрав квартиру, Анна Ивановна отправляется в заводской ЗРК – закрытый распределитель. Кооператив неплохой, но только тесноват, народу много. Однако с тех пор как он открылся, семья забыла о частном рынке
24 часа из жизни Филипповых. СССР. 1931 год.А.И. Филиппова обучается, проходит курс ликбеза для женщин.ПРОБЕЛ - м
24 часа из жизни Филипповых. СССР. 1931 год.В медпункте на прививкеПРОБЕЛ - м
24 часа из жизни Филипповых. СССР. 1931 год.Семья А.И. Филиппова на террасе в Центральном парке культуры и отдыхаПРОБЕЛ - м24 часа из жизни Филипповых. СССР. 1931 год.

Филиппов Н.Ф. в комнате за чтением газеты

ПРОБЕЛ - м
24 часа из жизни Филипповых. СССР. 1931 год.

Аркадий Шайхет, Макс Альперт.
КАК МЫ СНИМАЛИ ФИЛИППОВЫХ.

ПРОБЕЛ - м
…….

В основу нашей серии был положен принцип – снимать только действительность. Учитывая международное значение темы, мы не отклонились от предложенного нам принципа.
Например: известно, что рабочие в Москве имеют возможность отдавать свое белье в стирку. Однако мы засняли жену Филиппова за стиркой у себя в домашней прачечной, так как его жена сама стирает белье. Мы засняли документ, в котором указана стоимость пользования помещением и горячей водой. Дальше, Филиппова в окружении массы потребителей получает в кооперативе свой однодневный паек. Стоимость полученных ею продуктов фиксируется на счете, который нами репродуцируется как документ.
Затем мы засняли в фабкоме Гознака справку о причине ухода Филипповой с фабрики (она ушла по своему желанию, а не была уволена) и также воспроизвели этот документ.

Нам задают вопрос, почему Филиппов едет в трамвае, в котором пассажиры не сидят друг на друге. Вопрос, как будто, справедливый. Московские трамваи, как известно, не страдают отсутствием пассажиров. Засняли мы Филиппова в относительно незаполненном трамвае потому, что он живет на окраине, где не совсем бывают трамваи полны и, наконец, мы подчеркивали, что стоимость проезда на трамвае в Москве стоит 10 коп., в то время как в других странах гораздо дороже. Поэтому, «к сожалению», трамвай вышел «не типичным».

Несколько слов о съемке Филипповых в однодневном доме отдыха. Пройдя вместе с ними к дому отдыха, мы пустили их, как говорится, «по воле волн». Филипповы обедают, засняли обед; Филипповы отдыхают, заснят отдых и т.д.
Продолжая съемку, мы засняли и детей его; старшую дочь – инструктора физкультуры, младшую на экскурсии и т.д.
Жесткий срок, данный нам для выполнения этой сложной и ответственной темы, лишил нас возможности углубиться в серию, как нам хотелось бы. Работа Филиппова на заводе, работа его детей, жизнь дочери Вари на коллективной даче, жизнь младшего сына в пионерском лагере и многое другое было заснято не полностью.
Наше серия «Семья Филиппова» продемонстрирована, как известно, «Обществом друзей СССР» в Вене, а затем большинство кадров было помещено в немецком журнале «АИЦ».
Серия эта нашла живейший отклик среди иностранных рабочих.
Один голландский рабочий пишет, что с этим номером «АИЦ» в руках он сумел собрать у своего завода небольшой летучий митинг, на котором агитировал за поддержку СССР.

К Филиппову заходила Мария Реезе, депутат Рейхстага, бывшая социал-демократка, на несколько дней приехавшая к нам из Германии. После беседы с семьей Филиппова она сфотографировалась с нею и отправила снимок для напечатания в «АИЦ». «Этот снимок, — пояснила Реезе, -парализует агитацию социал-фашистов, которые уверяют, что семья Филипповых выдумана и в действительности не существует».
Председатель завкома «Красного пролетария» на вопрос о том, насколько правильно отображена жизнь Филиппова ответил:
— Неужели вы не могли подыскать семью, живущую лучше?
Эта реплика нас убедила, что мы остановили свое внимание действительно на средней семье пролетария СССР, что мы выбрали именно среднюю рабочую семью.

Подводя далеко не полные итоги работы этой серии, мы вправе утверждать, что серийный снимок должен получить широкое распространение как постоянный метод агитации и пропаганды. Проделанный опыт надо перевести на фабрики и заводы, сделать его достоянием широких фотокоровских масс. Мы должны наглядно показать преимущество серийного снимка перед одиночным, даже хорошо исполненным.

«Пролетарское фото». 1931. №12. С. 46-47.

Источник



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.