Как изучать философские произведения
23-11-2014

Как изучать философские произведения

 

 

 

 

 

Вопрос не праздный. Как-то в мемуарах прочитал ответ одного из мыслителей на вопрос о том, что надо сделать, дабы стать настоящим философом. Он ответил, что надо прочитать и законспектировать тысячу книг. Вытащил чемоданы и показал запыленные тетради с конспектами трудов великих. А как практически это сделать? Вот совет батальонного комиссара П. Носова, опубликованной в журнале Пропагандист и агитатор РККА (1939, декабрь) по опыту работы над книгой Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

Дадим слово комиссару.


Приступая к работе над этой книгой, я решил прежде всего выяснить те условия, в которых она была написана. Для этого мне пришлось прочесть IV главу «Краткого курса истории ВКП(б)», статьи Ленина «О нарушении единства, прикрываемом криками о единстве», «Ликвидаторы и биография Малиновского», «Приемы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих» и письмо товарища Сталина Ленину из Сольвычегодской ссылки. Кроме того, я прочел также главу из брошюры П. Юдина «Классические произведения марксистского философского материализма», статью Хасхачих «Борьба Ленина против махизма», помещенную в журнале «Советская наука» № 1 за 1939г., и главу вторую из брошюры А. Щеглова «Борьба Ленина против богдановской ревизии марксизма».

В связи с характеристикой «богостроительства» и «богоискательства» у меня возникла потребность прочесть ленинские «Письма Горькому». Из них я узнал, как гневно обрушился Владимир Ильич на врагов партии, пытавшихся навязать пролетариату идеалистическое и религиозное мировоззрение. С каким презрением Ленин пишет в этих письмах об Иудушке-Троцком и его скрытых агентах — Каменеве, Зиновьеве и Рыкове.

Читая перечисленную литературу, я записывал в тетрадь отдельные мысли, выводы и доказательства, могущие быть полезными при изучении книги «Материализм и эмпириокритицизм».

Уяснив условия, которые диктовали необходимость написания книги «Материализм и эмпириокритицизм», я приступил к ее чтению. Читал книгу по главам. Во время чтения подчеркивал основные мысли, выписывая их в тетрадь. Отмечал также характерные философские определения и фамилии неизвестных мне буржуазных ученых и философов, упоминаемых Лениным в книге. Против выписанной в тетрадь неизвестной мне фамилии я помечал: «справиться», «выяснить социальное лицо, основные взгляды». Не пропускал я и те места, где Владимир Ильич иронизирует по адресу эмпириокритиков, махистов. Например, Авенариус утверждал, что мозг не является органом мысли. Ленин, иронизируя, указывает: «…Неужели есть такие философы, которые способны защищать эту безмозглую философию…» Выписывал я и не совсем ясные для меня слова, например, «координация», «интроекция» и др. После каждого непонятного слова делал пометку: «справиться в словаре или энциклопедии».

Книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» написана в полемическом стиле, и иногда с трудом приходилось улавливать основные мысли. Поэтому я возвращался назад и вновь перечитывал материал.

После прочтения каждой главы я обращался к словарям, энциклопедиям, к примечаниям в сочинениях Ленина, к справочной литературе и выяснял, что мне было непонятно.

После всего этого я приступал к составлению вывода по прочитанной главе. Например, вывод по V главе я записал так:

«…Ленин в пятой главе от начала до конца выясняет, в чем суть кризиса в буржуазном естествознании, что за причины породили его. Дает классическую классово-политическую характеристику кризиса в естествознании. Намечает теоретические выводы, вытекающие из кризиса. Ленин дал подлинно научное объяснение новым открытиям в естествознании и показал, что в действительности разложение атома на электроны и протоны подтвердило диалектический материализм. Исчезла не материя, как об этом говорили буржуазные физики-идеалисты, а исчез тот предел, до которого наука знала материю. Ленин высказал научное предвидений о том, что атом и электроны неисчерпаемы. Жизнь подтверждает научное предвидение Ленина».

Так я отрабатываю каждую главу книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

Во время работы над книгой мне пришлось прочесть много дополнительной литературы. Например, чтобы уяснить суть марксистско-ленинской теории отражения и понять, почему Ленин бичует Плеханова за его «теорию иероглифов», я прочитал работы Плеханова: «Еще раз материализм», «Кант против Канта, или духовное завещание» (Плеханов. Соч., т. XI), ответ Богданову (Плеханов. Соч., т. XVIII), работы русского физиолога Сеченова: трактат «Рефлексы головного мозга», «Впечатления и действительность», «Предметная мысль и действительность».

Во время работы над IV главой я прочел ряд журнальных статей, например, статью академика В.Ф. Миткевича «Материализм и эмпириокритицизм» в современной борьбе с идеализмом в области физики» (журнал «Под знаменем марксизма» № 12 за 1938г.), статью А. Максимова «Материализм и эмпириокритицизм» — материалистическое обобщение данных естествознания» («Под знаменем марксизма» № 11 за 1938г.) и др.

Прочтя всю книгу «Материализм и эмпириокритицизм», я решил составить план книги. Для этого я ознакомился еще с некоторым материалом. Так, например, я прочел брошюру В.М. Познера «Очерк диалектического материализма» и статью Л. Ильичева «Книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» («В помощь партийной учебе» № 28 за 1938г.).

Составив план, я приступил к работе над конспектом.

Готовый конспект я перечитывал несколько раз, слабые места редактировал вновь, а затем переписал конспект заново.

Так я работаю над каждым трудом классиков марксизма.


Итак, можно высказать следующие рекомендации:


1. Выявляется в каких условиях писалась книга. Исторических и политических.
2. Читается по главам (разделам). Важные мысли выписываются в тетрадь.
3. Незнакомые понятия, персоналии, произведения также записываются в тетрадь. В последствии можно обратится к справочной литературе.
4. По окончании главы формулируется вывод по ней.
5. По окончании всего прочтения составляется план книги, а затем конспект с ключевыми мыслями и цитатами.

У кого так книги проработаны?


 

Источник

 

 



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.