Что бы поделать?
16-10-2018

Что бы поделать?

Анатолий Редин,
Роман Огиенко,
Дмитрий Иванов

 

 

Не будет новостью, что каждый второй обратившийся с сочувствием к левым идеям человек рассуждает в духе необходимости совершить что-нибудь практичное, что-нибудь, что почти немедленно приведёт к революционному эффекту.

Такому человеку следует объяснить: всё, что ты предлагаешь, и всё, что тебе приходит в голову, делалось и не раз. И архиреволюционные листовки, и энтризм в КПРФ, и «акции прямого действия», и создание профсоюзов, и участие в выборах, и учреждение потребительских кооперативов, и создание бесконечных партий, и кружки, и видеоролики, и голодовки, и «малые дела», и ожидание революционной ситуации, и вооружение идеями франкфуртской школы, «чегеваризма», «маоизма», «маригеллизма», «сапатизма», и, разумеется, митинги, пикеты, шествия, «живые цепочки», стачки, обращения, призывы, резолюции, манифесты, объединения, расколы, союзы, тайные общества. Были в левом движении России даже идиоты, взрывавшие памятники и закладывавшие бомбы в офисах правоохранительных органов. Всё было, а кое-что даже относительно успешно существует и поныне.

Нет ничего, чем бы мог новый человек обогатить практику левого движения, всё придумано и опробовано до вас, дорогие неофиты.

Людей, которые готовы что-то поделать, как-то применить свои усилия, среди левых немало. Однако непосредственно коммунистической деятельности у них как не наблюдалось, так и не наблюдается.

Очевидно, что данная заметка не может быть обращена к тем, кто, работая в организациях с коммунистической вывеской, пребывает в твёрдой уверенности, что они с товарищами ведут именно коммунистическую борьбу по её объективному социальному значению. Осталось только «углубить» или поднажать, а в остальном — всё как следует.

Обыкновенно исходным пунктом рассуждений о плачевном состоянии левого движения становится фиксация факта отсутствия связи с массами, которая выражается в суждении о непопулярности марксизма и марксистских организаций в пролетарской среде.

Вы непопулярны, о вас не знают обычные люди — это главная проблема, — говорят только познакомившиеся с левым движением люди. Это исходная постановка вопроса совершенно неправильна. Мы и не должны быть популярны, популярность делу не поможет. НБП или Рussу Riоt известны, если не большинству населения, то большему числу людей, чем, например, все левые непарламентские партии вместе взятые. И что с того?

И даже если не вести речь об узнаваемости как таковой, а именно о влиянии на людей — всё равно дело не в этом. Нет такой организации, которая влияет на наших соотечественников больше, чем Галкин и Пугачёва, кроме организаций у власти. Это объективная данность.

КПРФ известна и влиятельна не потому, что она филигранно владеет инструментами завоевания широких масс. Нет — она просто исторически пролезла в Думу и стала в своё время естественной политической подпоркой диктатуры буржуазии слева. Занять место КПРФ невозможно в силу необратимости истории. Справедливая Россия стала «известна», потому что её активно пиарила буржуазия тысячами способов и тем самым протащила в Думу, в том числе «переливая» электорат от других партий. Но при этом вызывает сомнение, что десантника Миронова знают хотя бы 20% респондентов с улицы.

Обыватель знает и уважает тех, кто обличён властью. В настоящий момент с обывателем нет и не может быть партийной связи. Сначала нужна крепкая авторитетная партия, затем организованный ей политически класс, а уже потом влияние класса на широкие массы. Массы, миллионы приходят в движение стихийно, вопрос в том, найдутся ли средства их завоевать, заслужить у них доверие, чтобы они назначили коммунистов своими руководителями.

Короче говоря, сегодня наша проблема не в популярности и узнаваемости. Тот средний контингент, узнаваемостью которого может похвастать КПРФ, ничего на данном этапе для Коммунистической революции сделать неспособен.

Любой человек, который самостоятельно заинтересовался левой идеей, свободно находит и сайт КПРФ и работы классиков марксизма-ленинизма. Он также свободно находит тех, кто называет себя марксистами. В том числе и нашу газету. Некоторые любят ворчать о том, что люди «не добираются» через извилистый левый политический хлам до нашей газеты и журнала «Прорыв». Увы, практика показывает, что все, кто не добираются — ветреные, не упорные и в настоящий момент для кадровой ковки не подходят. Да, массовка газеты и журнала от этого страдает, но настоящая работа по превращению симпатизантов в сторонников, а сторонников в марксистов — нет.

Поэтому все серьёзные и даже все полусерьёзные левые, конечно, знают и про «Прорыв» и про газету. Наш уровень «популярности» вполне объективен и отражает потенциал той интересующейся марксизмом аудитории к превращению их в марксистов и революционеров. И это штучная, ювелирная работа.

Необходимо смириться с отдалённостью решительных боёв. Пока речь идёт о подготовке организационного ядра, поэтому каждый человек на вес золота, а случайная популярность не стоит ничего.

Один сегодня воспитает десятки завтра. Послезавтра они создадут агентурную сеть из сотен. Эти сотни сплотят вокруг себя десятки тысяч, которые, рано или поздно, поведут за собой миллионы.

Связь с массами через интернет решает множество весьма муторных практически задач, которые стояли перед революционерами прошлого. Теперь, повторимся, каждый заинтересовавшийся коммунизмом способен в штатном режиме найти нашу газету и начать процесс самообразования, то есть роста своего политического сознания. Неофитам часто бывает досадно, что таких людей сегодня немного. И это правда, но их значительно больше, чем десять лет назад. И ещё больше их будет завтра. Но, чтобы предложить им готовую пищу для ума, необходимо в том числе развивать марксизм, настойчиво вести пропаганду и готовить пропагандистов, агитаторов и организаторов.

Например, Валерий Алексеевич Подгузов с 1995 года до учреждения «Прорыва» в 2002 году подготовил несколько крупных брошюр, которые по сути стали программой журнала. В этих брошюрах развиваются практически все основные марксистские категории. Мы знаем, что даже наш читатель ещё не в полной мере оценил, что практически всё, что мы пишем — это своего рода повторение наработок одного человека. Именно этот теоретический фундамент позволил развернуть работу журнала, выдвинуть теорию научного централизма, правильно разрешить вопрос о причинах реставрации капитализма в СССР, загнивания КПСС и некоторые другие.

 

 

 

Рано или поздно, но мы, прорывцы, дадим точный чертёж коммунистического строительства, популярное и полное изложение диаматики, актуальную программу борьбы за политическую власть рабочего класса в России и мире, то есть выточим снаряд необходимого калибра. И только на этом теоретическом багаже можно продуктивно двигать к победе коммунистическое движение.

Мы не провозглашаем необходимость держаться выработанных нами теоретических положений, но призываем к живой самостоятельной работе мысли. Главное, не согласиться с нами формально, а искренне, самоотверженно и самокритично достигать объективной истины, приходить самостоятельно к пониманию нашей позиции, её уточнению и развитию.

Наши оппоненты идут, в основном, по пути количества рекрутируемых формальных сторонников, они стремятся поскорее набрать массу. Тогда как мы в качестве вступительного экзамена признаём только проработку фундаментальных вопросов марксизма в форме подготовки заметок, статей, рефератов, которые после одобрения будут представлены на суд читателям.

Мы категорически против того, чтобы что-то поделать, лишь бы делать что-то. Нужно каждому взяться за ум и принимать решения исключительно на основе диаматики. Пока история не поставила в цейтнот, необходимо с толком, с расстановкой выучиться коммунизму, сформировать крепкую марксистскую организацию и образовать устойчивые связи с беспартийными массами.

Каковы цели и задачи нашей организации? Наша организация пока что — это сообщество издателей журнала «Прорыв» и газеты «Сторонники Прорыва», сообщество тех, кого называют «прорывцы». Наша цель — построение коммунизма во всём мире. Наша ближайшая задача — ковка марксистских кадров на основе в первую очередь самостоятельной работы до необходимого качественно-количественного параметра учреждения Партии Научного Централизма.

Каковы теоретические методы их осуществления, и что уже предпринимается на практике? Единственный метод мышления и деятельности, который мы признаём — это диалектический материализм, сокращённо диаматика. Применение диаматики к окружающей объективной действительности диктует необходимость разворачивания теоретической формы классовой борьбы (лозунг на приоритет теоретической работы) в виде очищения марксизма от оппортунизма и развития марксизма с учётом опыта поражения коммунизма в Европе, что послужит механизмом кадровой ковки для будущей партии нового типа. На практике издаётся общественно-теоретический журнал и интернет-газета с ежедневным приложением.

 

 

Что мы конкретно предлагаем делать вместо того, что «практикуют» левые?

 

 

I. Познакомиться с основными работами классиков. Практика показывает, что реальное усвоение марксизма происходит следующим условным порядком. Обычно человек, заинтересовавшийся марксизмом или коммунизмом, в течение пары лет в «спокойном режиме» знакомится с основными работами классиков. Выглядит это как простое и, можно сказать, непринуждённое чтение или даже почитывание работ Маркса, Энгельса, Ленина и реже Сталина. Состав статей и книг зачастую бывает разный, но практически никогда не включает «Капитал» как якобы тяжеловесный труд. После чего человек обычно становится сторонником коммунизма, а в вопросах обществоведения доверяет основным, азбучным истинам марксизма. Если его увлекает перспектива политической деятельности и какая-никакая пропагандистская практика, то в определённый момент он идёт дальше.

Второй этап обычно начинается с того, что человек по какому-нибудь конкретному вопросу обращается к одной из работ классиков и с удивлением обнаруживает, что совершенно ничего не понял в прочитанной ранее статье или книге и таким образом начинает разбираться по отдельной теме глубже. Затем эта ситуация повторяется вновь и вновь. В таком случае можно говорить, что данный человек начинает поверхностно разбираться в отдельных положениях марксистской науки, причём ещё совершенно механически и метафизически воспроизводя известные истины.

Без практической пропагандистской работы, причём желательно в форме литературной, дальнейшее освоение марксизма представляется, вообще говоря, крайне маловероятным. Вдобавок, только если в основе пропаганды лежит внимательное, уже медленное и вдумчивое изучение, главным образом, «Капитала», «Происхождения семьи, частной собственности и государства», всех основных работ Ленина и большинства работ 13-томного собрания сочинений Сталина. А неустанное копание по крупным, мелким и мельчайшим вопросам в работах классиков в качестве насущного требования пропагандистской практики, с обязательным разрешением вопросов хотя бы в первом приближении, постепенно создаст устойчивую систему относительно крепких базовых знаний, которые уже качественно отличаются от винегрета подавляющей массы леваков. Вместе с тем вырабатывается добротная привычка по каждому «тонкому» вопросу сверяться с классиками, как бы «советоваться» с книгой.

После двух десятков нехалтурных статей и заметок, после практических успехов в качественном росте материалов и количественном росте распропагандированных сторонников и в случае, если человек продолжает добросовестно самообразовываться, рано или поздно произойдёт скачок в третий этап. Он представляет собой уже зрелое штудирование классиков, когда перечитываешь страницы по десять раз, чтобы до мельчайших подробностей разобраться с мыслью Маркса, Энгельса, Ленина или Сталина во всех взаимосвязях с их учением в целом. Штудирование с обращением к нескольким или многим работам классиков, включая «Философские тетради».

Отдельное значение имеет изучение «Науки Логики» и особенно непрестанное обращение к ней в каждом случае методологического вопроса. Гегель — во многом мистик, однако знающий материалист научится читать гегелевскую хитросплетёнку «как надо». Гегель в чтении полезен не только приучением читателя к своим совершенно особенным абстракциям и гибкости движения мысли, но и как своеобразный собеседник-идеалист, суждения которого позволяют не зашориваться, а посмотреть свежим взглядом на имеющийся расклад фактов, явлений, процессов, сил и тому подобных объектов исследования.

На условном четвёртом «дане» марксизма в порядок дня уже можно поставить полноценное научное исследование вместо грамотной, и даже творческой, но только лишь интерпретации марксизма, свойственной литературно-пропагандистскому развитию на прежнем этапе. Так, в какой-то момент, когда пишется очередная статья и разбирается сложный и глубокий вопрос с привлечением массы литературы, главным образом работ классиков, вдруг происходит приближение к его разрешению, нащупывается понимание и, что самое главное, соответствие этого понимания с действительностью, с фактами, со всей общественно-исторической практикой.

II. Познакомиться с развитием марксизма прорывцами. Во-первых, прочитать редакционные статьи журнала. Во-вторых, прочитать базовые брошюры В.А. Подгузова, которые и стали фактической программой журнала «Прорыв» — первые семь его работ. В-третьих, познакомиться с теорией научного централизма, тщательно изучив базовые статьи по ней (см. №№ 33 — 39).

III. Наметить план практической работы. Он должен включать: 1) постоянное самообразование, 2) ведение пропаганды, 3) организационную работу.

Первое. Наши рекомендации состоят в следующем.

Усвоение марксизма есть результат большого трудолюбия, проявленного в изучении, штудировании, соотнесении произведений классиков марксизма, и исследовании конкретно-исторических условий, в которых были выдвинуты те или иные положения марксистской теории и политики. Благо в собраниях сочинений Маркса-Энгельса, Ленина, Сталина с предельной доходчивостью высказываются обоснования практически ко всем изложенным тезисам и принципам, множество раз повторяется, какие конкретно фундаментальные выводы марксизма лежат в основе мировоззрения в целом, а какие частные заключения являются результатом исторического компромисса или специфики ситуации. Стало быть, вне зависимости от субъективных целей, которые ставятся постигающим марксизм, объективная задача, продиктованная самим существом марксизма, если он, конечно, действительно «материализуется» в сознании адепта, состоит в том, чтобы научиться смотреть на марксизм диалектически, то есть как на целостное научное мировоззрение в развитии, в неразрывном единстве всех его сторон и конкретно-исторических реалий.

Ошибочно при нынешней общей грамотности выискивать марксистские произведения, изучение которых позволило бы не испытывать сложностей или испытывать их в меньшей степени, чем, например, штудирование первого тома «Капитал. Критика политической экономии». Марксизм является монолитной системой знаний, словно вылитой из одного куска высокопрочной большевистской стали, поэтому каждое положение каждого произведения гениальных классиков требует предельного напряжения интеллектуальных сил.

Кто желает понимать социально-политическую действительность, должен как минимум изучить капиталистический строй, его экономическую структуру, тождество противоположностей базиса и надстройки, связь экономики и идеологии, понять внутренние противоречия капитализма и, наконец, осмыслить механику тех сил, которые, зарождаясь в его недрах, в конечном счёте его уничтожат.

Наиболее эффективными средствами усвоения произведений классиков представляются, во-первых, продумывание рассуждения автора, продумывание того, можно ли рассуждать о предмете как-нибудь иначе. Во-вторых, пересказывание положений произведения другому человеку в порядке обмена впечатлением или знакомства с марксизмом. В-третьих, наконец, переработка марксистской позиции в самостоятельную заметку или статью, то есть изложение прочитанного и понятого, реферат.

Темпы самообразования варьируются в пределах допустимого объективными условиями. Сегодня ситуация такова, что решающую роль играет степенность образовательного процесса, максимально возможный упор на качество, а не на скорость. Лихорадочность, которую часто проповедуют горячие головы, сегодня только вредит. Сегодня нам нужна библиотечность, а не «р-революционный» балаган.

Второе. Существует несколько вариантов ведения пропаганды. Приоритетно, если человек вливается в авторский коллектив журнала и газеты. Однако, если у него имеются успехи в организаторской работе, то он, разумеется, может самостоятельно учредить издание: теоретический листок или газету. Главное, чтобы пропаганда была строго научной и строго партийной.

Пропаганда также должна быть и устной. Но ей следует основываться не на навязывании окружающим мнения, а либо на их заинтересованности, либо на профессиональном, жизненном, научном авторитете пропагандиста.

Третье. Основным элементом организаторской работы должно стать укрепление наших изданий — журнала и газеты в форме поиска и сплочения единомышленников, финансового и иного участия, особенно в распространении нашей позиции. Сколачивать ячейку необходимо вокруг печатного органа, а не как предлагают леваки — вокруг перманентных посиделок под видом коллективного образования. И, конечно, с нацеленностью на ячейку именно организации научного централизма, а не на левую компашку.

Если есть устойчивый круг единомышленников, организованный в очном порядке, то пропагандистская работа ячейки может быть известным образом расширена.

Как мы относимся к кружкой работе? Мы проповедуем принцип самообразования и вовлечение самообразовывающихся товарищей сразу же в печатную пропаганду. Оказываем всем желающим методическую помощь в изучении марксизма. Кустарщину современной теории и практики кружков — отрицаем.

Мы бы порекомендовали всем левым, которые только познакомились с марксизмом и организациями, претендующими на звание коммунистических, никуда не вступать, особенно если чувствуется к этому тяга. Перед вступлением куда-либо необходимо обрести такую политическую зрелость и так овладеть марксизмом, чтобы как минимум самостоятельно сложить адекватное представление о всех имеющихся организациях, теоретиках, платформах и практической работе. Тогда вступление в организацию произойдёт не по желанию, веянию, настроению, не в связи со жгучим желанием что-нибудь поделать и прочее, а осознанно.

Октябрь 2018



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.