Великий Октябрь в произведениях советских художников
07-11-2014

Бродский И.А.

Великий Октябрь в произведениях советских художников.

Картины В. А. Серова

 

Ждут сигнала. (Перед штурмом) Масло. 1957

 

Ждут сигнала. (Перед штурмом) Фрагмент

 

Зимний взят Масло. 1954

 

Зимний взят Фрагмент

 

В. И. Ленин провозглашает советскую власть Масло. 1947

 

Декрет о Мире Масло. 1957

 

Декрет о Мире Фрагмент

 

Декрет о Мире Фрагмент

 

Декрет о Земле Масло. 1957

 

Декрет о Земле Фрагмент

 

Декрет о Земле Фрагмент

 

В Смольном Фрагмент

 

Ходоки у В. И. Ленина Масло. 1950

 

Ходоки у В. И. Ленина Фрагмент

 

 


Владимир Александрович Серов — один из тех советских художников, в творчестве которых историко-революционная тема — великие деяния народа, утвердившего в ноябре 1917 года власть рабочих и крестьян, — стала генеральной темой. Она проходит через все этапы его творческого пути. «Если внимательно посмотреть все, что я создал за свою жизнь, — писал художник, — было во всем этом то, что меня постоянно волновало, — это наш народ в больших событиях, в борьбе».

Историко-революционная тема всегда партийна и глубоко современна. Именно так решает свои исторические произведения Серов, видящий тесную связь вчерашнего дня нашего государства с днем сегодняшним. Партийность, народность, реализм — эти черты, определяющие сущность социалистического искусства, являются ведущими в творчестве Серова. В этом успех его творчества у массового зрителя, у народа, видящего в его картинах свою историю, свою жизнь.

Уже в одной из первых работ — в картине «Приезд В. И. Ленина в Петроград в 1917 году», написанной к двадцатилетию Советской власти, — художник запечатлел важнейшую страницу истории Советского государства. Партия и парод, народ как движущая сила истории — эта идея определила содержательность произведения, пафос его образов. Картина была с успехом показана на крупнейшей выставке тех лет «Индустрия социализма» и на Международной выставке 1937 года в Париже.

В тридцатых годах Серов создает ряд работ на историко-революционные темы: «Взятие Зимнего», «Выступление В. И. Ленина на Первом Всероссийском съезде моряков», «В. И. Ленин в штабе Петроградского военного округа в 1917 году» и другие. Эти картины, повествующие о героической борьбе народа, руководимого большевистской партией во главе с великим Лениным, решались как многофигурные композиции. Они знаменовали собой поиски новых

форм советской исторической картины. В исканиях художника проявились тенденции, характерные для ряда советских живописцев, работавших над героическим образом нашей эпохи. Это был путь преодоления иллюстративности и сухого документализма в решении сложной исторической темы. В этой теме образы народа, его вождей и героев раскрываются в действии, в живом переплетении судеб, характеров, страстей. Картины Серова были в русле общих устремлений советского искусства тех лет, уверенно прокладывавшего путь социалистического реализма.

Широкое признание получила картина Серова «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть» (1947), удостоенная Сталинской премии. Сравнительно с предыдущими работами художника здесь достигнута большая композиционная цельность, концентрированность образа. Художнику удалось сказать главное — то, что выражено в самом названии картины. Великий вождь с трибуны Второго Всероссийского съезда Советов возвещает народу о торжестве социалистической революции. Его речь находит горячий отклик в сердцах рабочих, солдат, матросов, крестьян, заполнивших актовый зал Смольного. Ленин показан в волевом порыве, его крепкая фигура устремлена вперед, во всем облике чувствуется непреодолимая сила, торжество справедливой победы революции. Картина передает великое единство вождя пролетарской революции и народных масс, нерасторжимую связь партии и народа. На полотне показана только часть ярко освещенного зала Смольного, но кажется, что Ленина слушает весь восставший народ. И в этом — широкое звучание образа, доносящего до зрителя все величие исторического момента.

Созданная Серовым в 1950 году картина «Ходоки у В. И. Ленина», также удостоенная Сталинской премии, наметила в его творчестве новые пути в решении ленинской темы. Это произведение небольшого размера, носящее жанровый характер, отличается задушевной теплотой образов Владимира Ильича и пришедших к нему крестьян. Они показаны как близкие друг другу люди, объединенные великой целью. Ходоки пришли поведать Ленину свои думы и заботы. Здесь Ленин — олицетворение народной власти, живое воплощение вождя нового, коммунистического типа, Его образ покоряет простотой и сердечностью.

В картине «Зимний взят», написанной в 1954 году, Серов снова в рамках жанрового произведения решает большую историческую тему. Солдат и красногвардеец, несущие охрану дворца, показаны в минуты «перекура» на лестнице Зимнего, недавно взятого штурмом. Это короткий отдых перед новыми боями. Картина говорит о победе революции, о народе, ставшем вершителем своей судьбы.

Новый цикл картин Серова написан им к сорокалетию Советской власти. «Ждут сигнала. (Перед штурмом)», «В Смольном», «Декрет о мире», «Декрет о земле» — эти произведения развивают эпохальную тему победы Октября, его великих завоеваний.

Сравнительно с ранними работами художника последние картины меньше по размеру, в них меньше действующих лиц; но это отнюдь не ограничило их идейность, широту проблем, содержание образов. Нет, они приобрели большую напряженность, стали эмоциональней. В них глубже и проникновенней раскрывается действительность. Стремясь воскресить перед зрителем великие события, вживаясь в образы рядовых людей, бойцов революции, Серов сумел передать дух революционного прошлого. Это достигнуто типичностью образов, верностью характерных деталей, всем пластическим и эмоциональным строем произведения.

Сюжет картины «Ждут сигнала. (Перед штурмом)» постигается через образы людей, именно они волнуют нас прежде всего. В картине нет статистов, заполняющих пустые углы композиции. Есть типы, а не типаж. Каждая фигура индивидуальна, остро характерна. Вот почему так запоминаются стоящие возле пулемета на набережной Невы рабочий-красногвардеец, опоясанный пулеметной лентой, напряженно вглядывающийся в ночную даль, и солдат-пехотинец с бледным, изможденным лицом, пришедший сюда из сырого окопа, и молодая девушка, полная суровой решимости, их боевая сестра. Зритель не думает о том, как они написаны, не видит мазков кисти, он поглощен чувством сопереживания, он свидетель и участник события, воскрешенного художником на полотне.

Картина «В Смольном» повествует о первом дне Советской власти. Идет Второй Всероссийский съезд Советов. В перерыве Владимира Ильича Ленина окружили делегаты съезда — рабочие, солдаты, матросы. Это их вождь, их друг. Живое чувство времени раскрывается в характеристике образов, во многих деталях.

В картине «Декрет о мире» мы видим измученных войной русских солдат в окопах. К ним приходит весть о мире, завоеванном революцией. Эта весть вселяет в них надежду, придаст им силы.

Революция показана художником во всем ее величии, как подвиг народа. Суровая жизненная правда, не прикрашенная, но и не приниженная, убеждает силой большого искусства. В «Декрете о земле» раскрывается величайшее завоевание революции — исполнение многовековой, выстраданной в труде и борьбе, мечты русских крестьян о земле. Теперь она принадлежит народу. Посланец партии-питерский рабочий-знакомит крестьян с ленинским декретом о земле. Старики и молодежь внимательно слушают его. В образе раненого солдата, возвратившегося с войны и в глубоком раздумье держащего на ладони горсть земли, выражено волнующее чувство человека, истосковавшегося по земле и мирному труду.

Цикл картин Серова свидетельствует о большом профессиональном росте художника. В них пет схематичности, приблизительности характеристик, что ослабляло изображение народной массы в ранних его работах. Художник стремится к завершенности, четкости реалистического языка, ясности композиционного решения, чтобы глубже раскрыть идею произведения .

В творческом соревновании советских художников, увлеченно работающих над историко-революционной темой, картины Серова, посвященные Великому Октябрю, занимают значительное место. Высокая требовательность мастера, сознание большой ответственности художника перед народом, упорная, последовательная работа над политической темой-в этом залог дальнейших творческих успехов В. А. Серова.

 


 

Биографическая справка

Владимир Александрович Серов родился в 1910 г. в городе Эммаус Тверской губернии, в семье учителя. Первоначальное художественное образование получил в городе Весьегонске, в студии художника С. Я. Шлейфера. В 1924г. переезжает в Ленинград, по окончании средней школы поступает в 1927 г. в Академию художеств (тогда Высший художественно-технический институт), где учится в мастерской профессора В. Е. Савинского. В 1931 г. Серов зачисляется в аспирантуру, которую заканчивает под руководством заслуженного деятеля искусств И. И. Бродского. Его отчетная картина «Сибирские партизаны», написанная в годы аспирантуры, экспонируется на выставке «XV лет РККА», получает высокую оценку общественности и приносит известность молодому художнику.

В 1934 г. Серов написал картину «На Юденича», свидетельствовавшую о дальнейшем творческом росте художника. Он становится активным участником художественной жизни Ленинграда, экспонирует свои произведения на всех крупнейших ленинградских и всесоюзных выставках, ведет большую общественную работу в Союзе художников. После поездки на Урал в 1935 г. Серов пишет картину «Расправа в Верх-Исетской роще» для выставки «Урал — Кузбасс», а в 1937 г. заканчивает картину «Приезд В. И. Ленина в Петроград в 1917 году», экспонированную на выставке «Индустрия социализма». В последующие годы художник создает ряд полотен на историко-революционные темы: «В. И. Ленин в штабе Петроградского военного округа в 1917 году», «С. М. Киров среди рабочих», «Штаб Чапаева», «Штурм Зимнего» и другие. Одновременно он ведет педагогическую работу, являясь помощником И. И. Бродского по его мастерской в Академии художеств.

4 В годы Великой Отечественной войны Серов был избран председателем Ленинградского Союза советских художников. Он создает большое количество плакатов, листовок, агитационных панно, активно участвуя оружием искусства в обороне города. Его картины «Этого мы никогда не забудем», «Балтийский десант», «Ледовое побоище», а также портреты командиров и бойцов Советской Армии, ученых, артистов, написанные в тяжелых условиях блокады Ленинграда, свидетельствовали о глубоком патриотизме художника и политической целеустремленности его творчества. В 1943г. совместно с художниками А. А. Казанцевым и И. А. Серебряным Серов пишет картину «Прорыв блокады».

В послевоенные годы Серов продолжает работать над историко-революционной темой. Его картины «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть» (1947), «Ходоки у В. И. Ленина» (1950), «Зимний взят» (1954) и написанный к 40-летию Советской власти цикл картин («Ждут сигнала», «В Смольном», «Декрет о мире» и «Декрет о земле») являются выдающимися достижениями советской живописи.

В последние годы значительное место в творчестве Серова занимает книжная иллюстрация. Широко известны его рисунки к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», повести М. Горького «Фома Гордеев», роману Л. Н. Толстого «Война и мир», поэме А. С. Пушкина «Полтава» и другие.

Народный художник СССР В. А. Серов — действительный член Академии художеств СССР, вице-президент Академии художеств СССР, председатель Оргкомитета Союза художников РСФСР, депутат Верховного Совета РСФСР; награжден орденом Ленина.

 


 

 

Великий Октябрь в произведениях советских художников

Картины В. А. Серова

Издательство Художник РСФСР

Ленинград 1960

Автор текста И. А. Бродский

Редактор Б. Д. Сурис

Оформление художника П. Н. Бусырева

Художественный редактор Б. А. Денисовский

Корректор А. И. Мелузов

Подписано к печати 25/1-1960 г. М-27541.

Формат 70Х92 1/4. Печ. л. 11. Усл. печ. л. 13,2.

Уч.-изд. л. 6,21. Изд. 35158. Тираж 10 000. Зак. 1346.

«Художник РСФСР» Ленинград, Исаакиевская пл., 3

Ленинградский Совет народного хозяйства. Управление полиграфической промышленности. Типография № 1 «Печатный Двор»> имени А. М. Горького. Ленинград, Гатчинская, 26.

 

 



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.