Прожить без макулатуры. Часть IV. Логика развития/Логика деградации
10-10-2015

Сегодня предпоследняя часть, посвященная тезисному изложению симптоматики нашего больного общества.

Роман Голобиани

Прожить без макулатуры

Часть IV

Логика развития/Логика деградации

Население стран «золотого миллиарда»  благодаря экономическому благополучию сталкиваются с доведенным до предела личностным(психологическим) отчуждением. 

Об этом говорят следующие факты:

К странам с высоким уровнем самоубийств относятся некоторые восточноевропейские государства. В их числе Россия; страны Балтии, Скандинавские страны, а также Австрия, Германия и Швейцария. По данным известного венгерского суицидолога Z.Rihmer (2002), в последние годы на первых позициях в мировом рейтинге частоты самоубийств — 35 и более случаев на 100 000 населения — находятся страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония), Россия, Венгрия, Дания и Финляндия. 

Именно в странах «золотого миллиарда» возникли такие направления в музыке, как постпанк, который характеризуется депрессивными текстами, обреченными рассуждениями о смерти, ощущением постоянной тревоги, фрустрации, беспомощности. Зарождение этого жанра началось в 70ых,  а родоначальниками по праву считаются Bauhaus и Joy Division. Позднее появляется дарквэйв и дарк-эмбиент, которые также пронизаны психологизмом. Некоторые исполнители этих направлений начинают отказываться от осмысленности текстов (Clan Of Xymox) вплоть до использования «птичего языка» (Dvar), а затем и полного отказа от текстов (Mortiis). Разумеется, что музыка отстраненности  начинает искать источник вдохновения в мистицизме, оккультизме, мифологии и сатанизме. Нео-фолк, блэк-метал, индастриал, шугейз – на почве отчуждения появилась целая плеяда жанров, которые в своей логике деградации двигаются прямо к вичт-хаусу. Витч-хаус же наконец просто заимствует нарезки из фильмов ужаса, намеренно использует ужасное качество звука и отказывается от какой-либо удобоваримой ритмики. Эпатаж, безумие, отчаяние и хаос — этими словами можно в достаточно точной мере охарактеризовать дальнейшее развитие экспериментальной музыки декаденствующей интеллигенции.  Все это происходит в контексте иронии и издевки над существующим строем, вот только такое творчество прекрасно вписывается в капиталистическую действительность и никак ей не вредит.

В психологической литературе возникает целое направление, связанное с мотивацией, тренингами личностного роста суть которых сводится к навязыванию позитивного образа мышления. Огромные тиражи данной макулатуры как бы намекают, что за дозу оптимизма нужно платить и платить много. Возрождаются оккультизм и эзотерические учения. Кастанеда и его идеи осознанных сновидений, реинкарнации и достаточно оригинальных обрядов набирают популярность не только среди изнывающих от скуки клерков, но и среди широких масс по всему миру. Примерно в то же время в США последователи религиозного мистика Ошо скупают ранчо Big Muddy площадью в 64 тыс. акров для создания своей коммуны. Сам Ошо Раджниш, распространяет свою претенциозную эклектику, состоящую из отдельных положений учения Будды, Кришнамурти, Лао-Цзы и… Вильгельма Райха(!), зарабатывая этим сотни миллионов долларов. Телепроповедники в США становится частью национальной культуры, а ежегодное образование новых и новых религиозных течений и тоталитарных сект уже перестает быть чем-то из ряда вон выходящим для западного человека.

Если экзистенциализм настаивал на кризисе разума и гуманности, то
философия постмодернизма наконец-таки  торжественно объявляет смерть субъекта. После чего она отдает любую рациональную идею на растерзание Логике Хаоса. Постмодернизм оригинальным образом высмеивает научный метод, произвольно используя научную терминологию в своих рассуждениях, намеренно создавая множественность смыслов для однозначных и устойчивых терминов, тем самым обессмысливая свои и чужие тексты.  

Современное искусство отказывается выполнять свою главную и основную роль — осмыслять и отражать существующие в обществе противоречия, давая свою принципиальную оценку той или иной стороне. Вместо пощечины общественному вкусу и порицанию мещанских нравов мы видим хорошо оплачиваемую шизофрению, истерику и пафос. Мы получаем торжество безумия и целенаправленное обесценивание любого творчества за счет уравнивания в статусе работ Микеланджело и Поллока, Васнецова и Тоби, Босха и Клайна. Уравнивание посредственностей и гениев становится главным трендом современного искусства и одновременно его предсмертным хрипом. Апофеозом деградации становится тот факт, что специалисты по современному искусству не в состоянии отличить «произведения», созданные рукой шимпанзе, от произведений именитых представителей новейших течений в изобразительном искусстве.

Все это симптоматика проблемы отчуждения человека в современном обществе (говоря об отчуждении человека от его сущности, подразумевается то, что человек отчужден постольку, поскольку его труд отчужден и составляет содержание его жизнедеятельности), вызванного существованием частной собственности на средства производства. Не могу не признать, что необходимо большое мужество, чтобы признать, что мы находимся в ловушке. Нам не убежать от существующих в обществе проблем, от своих тараканов в голове и от растущих как на дрожжах неврозах. Никого не спасет переезд в другую страну с «правильным» капитализмом, и никто не спрячется от гнета отчуждения в мелкой, повседневной суете, религиозной секте или в загробном мире. Больные ипохондрики будут продолжать заниматься самолюбованием саморазрушением и выдумывать оправдания своей никчемности, мещане будут продолжать набивать свое бездонное брюхо, пока не умрут, оставив после себя дом, дерево, потомство и огромный склад квитанций за игрушки, заказанные в интернет-магазине. И если ты спросишь меня, что же в этом плохого, то я лишь громко рассмеюсь тебе и подобным тебе в лицо, злобно и агрессивно, точно также как смеются в глаза своим злейшим врагам. Но вам не стоит бояться тех, кто выступает и действует в интересах нового общества. Вам следует бояться объективных законов исторического развития. Да, ту самую историю, чья холодная и беспристрастная рука уже не раз вырезала блестящим хирургическим скальпелем омертвевшие клетки общественного организма. Это произойдет, вам всего лишь нужно следить за часовым механизмом. До полуночи еще есть время. 

В чем же выход спросишь ты? Только научное познание общественных законов, всестороннее понимание природы отчуждения дает человеку не только видимые очертания реального источника его проблем, но и дает смертельное оружие против него. И если до изучения общественных наук человек находился в темной глухой пещере, пытаясь на ощупь определить свое местонахождение и понять окружающее его пространство, то найдя факел познания он может впервые разглядеть самого себя, познать внутренний и внешний мир, осветить тьму и найти выход из этой проклятой пещеры. Той самой, которая сдерживала до сих пор его и бесчисленное количество его предков. И если ты до сих пор, ударяясь о пыльные стены и камни проклинал свои синяки за причиненную тебе боль, то тебе стоит найти в себе силы найти искру и возродить пламя такой силы, что все солнечные боги преклонят колено перед Человеком.

Голобиани Роман



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.