NO STORY
23-04-2015

Герман-младший решил сделать фильм… о Довлатове. Я совершенно не понимаю, о чем там можно делать фильм, если преподносить его как положительного героя — перечитал биографию — нормальный фрондирующий тунеядец из числа советских журналистов 1960-70-х. В его жизни нет ни одного события, которое заставило бы население сопереживать, его жизнь не поднимает ни одной социально-значимой темы, это нормальная жизнь интеллигентствующего советского мещанина, эмигрировавшего на Запад, к которому так стремился. Вся его жизнь была мелкой возней за свое мелкое мещанское счастье. Конечно, «Санта-Барбару» можно сделать из жизни каждого редактора заштатного эмигрантского изданьица, тем более три брака, дети, разводы, эмиграция, но это как раз будет не кино, а жвачка для желудочно-неудовлетворенных кадавров капиталистического бытия.

Советское кино знало множество биографических фильмов — если не брать фильмы о революционерах и полководцах, то можно увидеть, что в каждом фильме об ученых, например, раскрывается глобальная тема — человек, который служит человечеству своими знаниями, который познает мир не для себя, а для людей, который думает об общем благе — фильмы «Депутат Балтики», «Мичурин», «Взлет», «Жуковский». В фильмах о писателях раскрываются темы писателя как выразителя интересов прогрессивных слоев, их поиск наилучшего художественного отражения проблем общественной жизни. А что можно сделать о Довлатове? какие такие проблемы общественной жизни он выражал, что он искал, кроме теплого местечка, на котором он мог бы писать, что ему в голову взбредет, бухать и развлекаться в компании таких же, как и он, тунеядцев. Довлатов мечтал, чтобы он приносил антисоветские и мещанские рассказы в редакции, а его печатали, платили и уважали. А проклятая советская система мало того, что не уважала автора рассказов для лавочников с Брайтон-бич, но и не печатала, и, что хуже всего, не платила. Проблема-то в чем? Проблема в том, что Довлатова советская система зажимала не потому, что у него были какие-то достоинства и он был беззаветный борец с коммунизмом (наподобие Колчака или какого-нибудь Савинкова, который тоже был писатель), советская система зажимала Довлатова потому, что он пытался сесть советскому государству на шею и жить в свое удовольствие. Эта тема не интересна никакому постороннему от змеиного клубка литераторов человеку, и окружение никому не интересно — пьянками Довлатова с Бродским никого не удивишь, современный пролетарий всей этой пьяной романтики и так хлебает, а больше там ничего толком нет. NO STORY.

Впрочем, Герман-младший, равно как и старший, переводит государственные деньги в кинодерьмо не ради широкого зрителя, а для жалкой кучки представителей своей среды — того кружка престарелых «свидетелей Бродского», которых еще можно увидеть на посиделках в Доме литераторов, и которые по недоразумению считаются русской интеллигенцией.

bortnik



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.