Тезисы об искусстве
15-03-2015
Роман Голобиани
Тезисы об искусстве
Тезисы об искусстве
 «Художник — это инженер человеческих душ» 
Иосиф Сталин

1. Что такое искусство?

 

Искусство – это осмысление и образное представление существующей действительности в виде законченного произведения. Сущность искусства состоит, прежде всего, в эстетической и информационной функции, в чувственном и рациональном, в неразрывном единстве формы и содержания. Цель искусства состоит в том, чтобы донести до людей определенную информацию, при этом умело манипулируя эмоциями и чувствами тех, к кому оно обращено.

2. Принцип историцизма

 

Искусство должно рассматриваться с позиции историцизма, то есть с той позиции, которая использует в качестве своих критериев «прогрессивность» и «реакционность» для определенной исторической эпохи. 

Реакционность произведения заключается в отражении искаженной объективно существующей реальности, во взращивании в человеке архаичных, животных представлений о мире и отдельно взятом человеке. Эстетика реакционного произведения направлена на дальнейшее отчуждение сущности человека, воспитывает в нем страх и ничтожность перед силами природы или, напротив, алчное потребительское желание обладать окружающим миром.

Прогрессивность произведения заключается в отражении объективно существующей реальности, в воспитании в человеке чувства возвышенного. Эстетика прогрессивного произведения направлена на то, чтобы возбуждать в человеке стремление к возвращению своей отчужденной сущности, возвращению своей творческой и преобразовательной силы.

Эстетика в любом произведении играет ведомую роль, играет роль инструмента с помощью которого автор транслирует свои идеи. Есть также целый класс произведений в которых содержание произведения скрыто в форме (танец, классическая музыка). В этих произведениях для передачи содержания приходится прилагать намного больше усилий. 

3. Антиискусство

 

Антиискусство – это концепция, которая заключается в отказе от единства формы и содержания в произведении. Она противопоставляет себя искусству во всех принципиальных положениях. Примером антиискусства могут являться пустые холсты, музыка тишины и т.д. Ценность данного вида самовыражения для нас стремится к нулю, потому мы относимся к ней либо враждебно, либо безразлично, в зависимости от ситуации.

4. Плюрализм

 

Искусство является для нас не только одним из непременных орудий по свержению классового общества, но и инструментом, который используется контрреволюцией в целях сохранить свое господство. Мы трепетно относимся к творческой энергии, заключенной в человеке, но беспощадны ко всему, что сдерживает, душит революцию, в том числе и к реакционным произведениям. С уверенностью можно сказать, что ни один книжный шкаф не стоит поколений разбитых и искалеченных жизней. А потому мы должны прямо заявить: искусство для трудящихся, а не трудящиеся для искусства! 

5. Наука и искусство 

 

Отношение между наукой и искусством выражается в следующем: наука обеспечивает адекватность содержания, а форма создает эстетику. Проиллюстрируем этот тезис на примере художественной литературы. В произведении допустимо использовать несуществующие в реальности вещи, например, магию – в фэнтези, путешествия во времени — в научной фантастике, но в качестве формы, в качестве фона, которые развивают, но не определяют сюжет. Но если форма подменяет собой содержание, то такое произведение становится вредным, реакционным. Примерами могут являться известные сказки утопических социалистов, в которых все социальные проблемы должны решить некие чудо-машины. Другие не менее вредные сказки сводят решения всех социальных проблем к магии, боженьке, небесной благодати. Вред от таких произведений очевиден для всякого революционера.  Вред, проистекающий из конфликта науки и содержания. 

6. Авангард

На всяком творце лежит громадная ответственность. Для творца недостаточно быть только лишь популярным среди трудящихся (сама по себе популярность не является признаком прогрессивности), поскольку всякий революционер это авангард своего класса, то он должен не пресмыкаться перед пролетариатом, не выискивать дешевой славы ради удовлетворения своих низменных потребностей, а разжигать в рабочих умственного и физического труда искру просвещения, которая со временем должна разгореться в мировой пожар борьбы против капиталистического гнета.

Голобиани Роман



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.