Кантианство, Кант
15-04-2012

Кантианство

 

        критицизм, 1) учение Канта. 2) Совокупность учений, примыкающих к учению Канта. Появление«критической» системы Канта вызвало ожесточённую полемику, в ходе которой сложилась группа его сторонников, популяризировавших и защищавших взгляды Канта от обвинений в иррелигиояности и политическом радикализме (И. Шульце, X. Шмидт, Г. Меллин, С. Мутшелле и др. в Германии, III. Вилле воФранции, М. Кинкер в Голландии). Кантианство проникает в историю философии (К. Хайденрайх, И. Громан, В. Г.Тенноман) и другие дисциплины: право (Г. Гуфеланд, А. Фейербах), историю (К. фон Роттек, позднее Ф. X.Шлоссер), протестантскую теологию и философию религии (И. Тифакультетрунк, X. Рёр, X. Паулюс). Первые представители кантианства сочетали взгляды учителя с элементами ходячих философских и религиозных воззрений. Более основательную переработку системы Канта осуществили КЛ. Рейнгольд, «Письма о кантовской философии» (178687) которого способствовали распространению и усилению влияния кантианства, С. Век и другие, развивавшие кантианство в направлении более последовательного субъективного идеализма.
        Начало 19 в., наряду с основной линией развития классической немецкой философии, даёт побочное направлениеполучившее название «полукантианства». Его представители Я. Фриз, В. Круг, Ф. Бутервек, позже Е. Апельт,  Ф. Бенеке привносят в кантианство элементы «популярной философии» 18 в., «философии веры» Якоби и философии религии Шлейермахера, а также эмпирической психологии. Кантиантство в их системах переосмысливается в духе идеалистического антропологизма и психологизма.
        В середине 60х гг. 19 в. кантианство перерастает в неокантианство, что сопровождается усилением критики Канта «справа», с позиций более последоватовательного идеализма. Всё развитие кантианства подчинено задаче устранения внутренних противоречий учения Канта за счёт выхолащивания материалистического и диалектического его элементов. Не представляя единой школы, кантианство. существует ныне в виде тенденции, опосредствуясь различными«новейшими» влияниями. Его организационный центр — «Кантовское общество» (с 1904) и журнал «KantStudien» (с1896).

        Галич А., История филос. систем…, [кн. 2], СПБ, 1819, § 12022 (библ. раннего К.); Виндельбанд В.,История новой философии, пер. с [нем.], т. 2, СПБ, 19133.
        см. также лит. к ст. Кант.

 

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов. 1983.

Кант

        (Kant) Иммануил (22.4.1724, Кенигсберг, ныне Калининград,—12.2.1804, там же), нем. философ и учёный, родоначальник нем. классич. философии. ?рожил всю жизнь в Кенигсберге, где окончилуниверситет (1745) и был в 175570 доцентом, а в 177096 проф. университета.
        В филос. развитии К. различают два периода — «докритический» (до 1770) и «критический». В т. н.докритич. период К. признаёт возможность умозрит. познания вещей, как они существуют сами по себеметафизики», согласно принятой тогда терминологии); в т. н. критич. периодотрицаетвозможность такого познания на основании предварит, исследования форм познания, источников и границнаших познават. способностей. В «докритичпериод Всеобщая естеств. история и теория неба», «Allgemeine Naturgeschichte und Theorie des Himmels», 1755) К. разработал «небулярную» космогонич.гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной «туманности», т. е. из огромного облакадиффузного вещества. Согласно оценке Ф. Энгельса, эта теория К. «…была величайшим завоеванием acтрономии со времени Коперника. Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 56).
        Гл. произведения «критичпериода: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума»(1788) и «Критика способности суждения» (1790). Осно-. ву всех трёх «Критик» составляет учение К. оявлениях и о вещах, как они существуют сами по себе,— «вещах в себе». Познание начинается, по К., с того,что «вещи в себе» воздействуют на органы внеш. чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылкесвоего учения К.— материалист. Но в учении о формах и границах познания К,— идеалист и агностик. Онутверждает, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут датьникакого достоверного знания «о вещах в себе». Вещи эти непознаваемы. Правда, эмпирич. знания о вещах могут неограниченно расширяться и углубляться, но это не приближает нас к познанию «вещей в себе».
        В логике К. проводил различие между обычной, или общей, логикой, которая исследует формы мыслиотвлекаясь от вопросов об их предметном содержании, и логикой трансцедентальной, которая исследует в формах мышления то, что сообщает знанию априорный, всеобщий и необходимый характер. Основной длянего вопрособ источниках и границах знанияК. формулирует как вопрос о возможности априорных синтетич. (т. е. дающих новое знание) суждений в каждом иа трёх гл. видов знанияматематикетеоретич. естествознании и метафизике (умозрпт. познании истинносущего). Решение этих трёх вопросов«Критики чистого разума» К. приурочивает к исследованию трёх осн. способностей познаниячувственности, рассудка и разума.
        В основе математики лежат созерцания пространства и времени. Формы их перестают у К. быть формами существования самих вещей и становятся только априорными формами чувственности. В основеэтих созерцаний лежат «чистые», т. е. не зависящие от опыта и предшествующие ему (априорные) формы пространства и времени, что и обусловливает всеобщность и необходимость математич. истин.
        В теоретич. естествознании условием возможности априорных синтетич. суждений являются 12 категорий (единство, множество, цельность, реальность, отрицание и др.), которые в качестве «чистых»понятий априорны. Но чтобы возникло подлинное знание, необходимо соединение (синтез) чувств.созерцания с категориями рассудка, высшим условием которого является единство нашего сознания.Поскольку всеобщие и необходимые законы опыта принадлежат не самой природе, а только рассудку,который вкладывает их в природу, постольку естествознание, по К., само строит свой предметсо стороны его логич. формы.
        Рассмотрение вопроса о возможности синтетич. суждений в «метафизике» К. приурочивает к исследованию разума, порождающего «идеи», т. е. понятия о безусловной целостности, или единстве,обусловленных явлений (понятия о душе, мире и боге). К. пришёл к выводу, что все три умозрит. наукитрадиц. философии, рассматривавшей эти идеи,— «рациональная психология», «рациональная космология» и «рациональная теология» — науки мнимые. Понимая, что его критика стремится ограничить компетенцию разума, К. полагал, будто то, что при этом теряет познание, выигрывает вера. Т. к. бог не может быть найден в опыте, не принадлежит к миру явлений, то, по К., невозможно ни доказательство его существования, ни его опровержение. Религия становится предметом веры, а не науки или теоретич.философии. Вера в бога, по К., необходима, поскольку без этой веры невозможно примирить требования нравств. сознания с непререкаемыми фактами зла, царящего в человеч. жизни.
        Большую роль в развитии философии после К, сыграла кантовская критика рациональной космологии,По К., притязания последней с необходимостью ведут к возникновению и разуме антиномийпротиворечащих друг другу и в то же время одинаково доказуемых ответов на исследуемые ею вопросы: мир и конечени не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы)и неделимых частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленныеи существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно. Т. о., разум по самой своей природе антиномичен и диалектичен. Однако эта диалектикакосмологич. положений остаётся, по К., только субъективной, не выражает противоречивости самих вещей ине нарушает логич. запрета противоречивости. Все противоречия космологич. «диалектики» падают, кактолько падает лежащее в их основе ложное, по К., допущение, будто мир как безусловное целое может быть предметом разумного теоретич. познания.
        На основе результатов критики теоретич. разума К. построил свою этику. Исходной её предпосылкой оказалось сложившееся у К. под влиянием Руссо убеждение в том, что всякая личностьсамоцель и ни вкоем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы этобыли задачи всеобщего блага. Осн. законом этики К. провозгласил формальное внутр. повеление — категорический императив. При этом К. стремился строго отделить сознание нравств. долга от чувств., эмпирич. склонности к выполнению нравств. закона: поступок будет моральным только в том случае, если он совершается единственно из уважения к нравств. закону (см, Легальность и моральность). В случае конфликта между чувств. склонностью и нравств. законом К. требует безусловного подчинения нравствдолгу.
        В эстетике К. сводит прекрасное к «незаинтересованному» удовольствию, доставляемому созерцанием эстетич. формы предмета. В этом смысле прекрасное субъективно и его оценка не может быть доказана,однако эстет тич. суждение высказывается так, как если бы выражаемая в нём оценка имела общее для всехи необходимое значение. Произведение искусства рассматривается в эстетич. суждении как целесообразноено его целесообразность не предписана художнику извне: это целесообразность без цели. Формалистичтенденция в понимании художеств. творчества у К. вела к оправданию взгляда, будто высшим видом искусства должно быть совершенно бесцельное искусство (в роде арабески). Впрочем, последовательно провести свой формализм К. не смог: в этпке, вразрез с формальным характером «категорич. императива», К. выдвинул принцип самоценности каждой личности; в эстетикеобъявил высшим видом искусства поэзию,т. к. она возвышается до изображения идеала.
        Прогрессивным было учение К. о роли антагонизмов в историч. процессе жизни общества. Только черездействие сил, которые кажутся источником одной лишь борьбы и вражды, возможно, по К., достижениевеличайшей задачи человеч. родавсеобщего правового гражд. состояния. Параллельно с этим должнобыть установлено состояние вечного мира менаду всеми государствами. Средством к установлению и сохранению мира К. считал развитие междунар. торговли и общения с их взаимными выгодами для различных государств.
        Изобилующее противоречиями учение К. оказало огромное влияние на последующее развитие науч. ифилос. мысли. Своим учением об антиномиях разума К. сыграл выдающуюся роль в развитии диалектики. К.критиковали и пытались на него опереться философы самых различных направлений. Возникшее в 60х гг.19 в. неокантианство стремилось разработать на основе идей К. систему идеализма. Двойственный характерфилософии К., допускающий её критику «справа» и «слева» (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 18, с. 20214),отмечали классики марксизмаленинизма, высоко оценивая её положит. стороны и критикуя её субъективноидеалистич. и агностич. тенденции. К. Маркс охарактеризовал философию К. по её обществ. содержанию какнем. теорию франц. бурж. революции (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3, с. 184).

        Gesammelte Schriften, Bd t23, В., 191055; Briefe, Gutt., 1970; в рус. пер.—Соч., т. 16, M., 196366;Трактаты и письма, М., 1980.
        Mapкс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Энгельс Ф., АнтиДюринг, там же, т. 20; Ленин В. И.,ПСС, т. 18 (см. Указатель имен); Паульсен Ф., К., его жизнь и учение, СПБ, 19052; Фишер К., История новойфилософии, т. 45, СПБ, 190610; Галанза П. Н., Учение И. К. о государстве и праве, М., 1960; ?? а ш к е ви ч П. Д., Теория познания И. К., М., 1960; Попов С. И., К. и кантианство (Марксистская критика теориипознания и логики кантианства), М., 1961; Асмус В. Ф., И. К., М., 1973; Философия К. и соиременность, Сб.ст., М., 1974; Нарек ий И. С., К., М., 1976; Т е в з а д з е Г., И. К., Тб., 1979; Г у л ы г а А., К., М., 19812; CairdE., The critical philosophy of I. Kant, v. 12, L., 19092; S im m e l G., Kant, Munch., I9215; С а к s ir с r E., KantsLehen und Lehre, B., 1921; Vorlander K., I. Kant, Bd 12, Lp/., 1924; R i eh l A., Der philosophische Kritizismus,Bd l3, Lpz., 192426; Ad ick es E., Kant als Naturforscher, Bd 12, B., 192425; V l е е s с h a uwer H. J.,de,Levolution de la pensee kantienne, P., 1939; Ritzel W., Studien zum Wandel der KantAuffassungen,Meisenheim/Glan, 1952; H e i m s o e t h H., Studien zur Philosophie I. Kants, Bd 12, KolnBonn, 195670; K ron er R., Von Kant bis Hegel, Bd 12, Ttih., 196l2; Eisler R., KanlLexikon, Ilildesheim, 1961; Martin G., TmmanuelKant, B., 19694; «KantStudien», Bd 161 —, 18961970 — .
        В.Ф.Асмус.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов. 1983.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.