Литература. Очерки. Часть II
29-11-2014

Литература. Очерки.

Часть II


У реализма много направлений, он существовал практически с зарождения первых классовых обществ и появления письменности в той или иной форме. Тем не менее, ведущее положение он стал занимать тогда, когда уже невозможно было использовать литературные рамки романтизма, его героев. Вместе с буржуазными революциями стала осознаваться роль новых классов. И буржуа и пролетарий не могли появиться в литературе как герой-печальник или герой-бунтарь в том виде, в котором представлены в романтизме (герои обычно были либо дворяне, либо торговцы). Тем более, появились новые писатели, вышедшие из низов, которые не могли ограничиться старыми художественными формами.

Главная черта реализма состоит в том, что он опирается на конкретную историческую действительность. Герой произведения является продуктом общества, живет и действует, опираясь на конкретную историческую ситуацию. В тоже время он является его отражением, отражением среды, в которой воспитывался и рос, а также класса, к которому принадлежит. Реалистический герой – тип, т.е. обобщение всей социальной прослойки, которую выражает, и в тоже время он индивидуальность, так как обладает конкретными специфическими чертами, которые его выделяют, он уже не простое выражение общественной силы, как в литературе классицизма. Историческая обстановка всегда конкретна, герой – ее продукт. Также особенно важно, что герой находится в развитии, причем это одна из важнейших установок реализма. Развитие героя было и в романтизме, и в классицизме, и в других направления, но в реализме оно обусловлено средой и исторической ситуацией, и на этом делается акцент.

За примерами далеко ходить не надо: Стендаль, Лондон, Драйзер, Бальзак, Хемингуэй; в России: Пушкин («Капитанской дочка», «Евгений Онегин»), Гоголь («Мертвые души»), Лермонтов («Герой нашего времени»), Тургенев, Гончаров, Толстой, Достоевский, Шолохов, Островский и т.д.

Художественные направления определяют установки в использовании художественных форм, и ту часть действительности, которую те или иные писатели изображают в произведении, т.е. определяют содержание. Содержание зависит от исторической ситуации, от общественного бытия, а также от революционной ситуации. История показывает, что классики художественной литературы, самые значительные писатели появились в моменты скачков в развитии общества, в революционные эпохи. Значительность писателя определяется его мастерством и умением раскрыть и показать назревшие противоречия в обществе, как это делали Пушкин, Толстой, Некрасов, Тургенев, Шолохов, Горький.

Литературный процесс движется от простого к более сложному, как и общество, – по законам, которые действуют в самом обществе и в природе. Он имеет определенную самостоятельность в плане развития формы, а в плане содержания всегда определяется движением общества.

Литература отражает общество, вместе с тем является его отражением. Борьба классов сопровождается борьбой литературных установок, накопление противоречий между двумя противоборствующими направлениями неизбежно приводит к победе более сложного и прогрессивного, которое отрицает предыдущее состояние литературы.

Античная литература является продуктом развития общества, появления разделения труда и возникновения государства, а также мифологическими сюжетами, вместе с тем она продукт отрицания первобытного общества, из которого вышла. Преемственность художественных средств здесь наблюдается в песенном характере трагедий, в наличии стихотворных форм в ранних античных произведениях.

Средневековая литература с господствующим христианским мировоззрением отрицает античную, отказавшись от мифологических сюжетов и предыдущих художественных форм. Литература Возрождения, а потом и Просвещения, отрицает религиозную сущность средневековой литературы в лице классицизма, который формально возвращается к античной литературе, но в качественно новой форме.

Романтизм отрицает установки классицизма, привнося в литературу идею борьбы противоположностей и развивая психологию. Реализм – одновременно и результат развития всей предшествующей литературы, он взял все самое значимое в художественном плане от предыдущих направлений, он отрицает их и одновременно является следствием их развития, а также результатом развития общества, естествознания и философии.

Вместе с тем качественно реализм является самым сложным и прогрессивным направлением, которое по степени познавательного потенциала приближается к науке. А пропагандистская сила ввиду относительной простоты восприятия художественного произведения по сравнению с наукой сейчас даже выше.

 

* * *

Теперь, когда мы определили, как развиваются литературные формы в истории и как они соотносятся с обществом, нам нужно обозначить основные специфические особенности литературы как искусства.

Художественная литература – вид искусства, основным инструментом которого является язык, а минимальной единицей любого литературного произведения – образ.

Язык как строительный материал содержится в сознании писателя в виде словарного запаса, грамматических, синтаксических, орфографических, пунктуационных правил. Уровень умения писателя в написании текстов определяется глубиной усвоения языка.

Способность создавать художественный образ – обязательная необходимость для писателя, который хочет называться художником. Эта способность складывается не только за счет знания языка и правил его функционирования в письменном виде, но и за счет усвоения всего исторического опыта художественной литературы, а также за счет понимания объективной действительности, которая в произведении отражается определенным художественным образом.

Человеческое сознание отражает бытие, в том числе его творческий продукт – художественный образ. Но сознание не ограничивается отражением, оно стремиться познать и преобразовать.

Научное познание имеет своим результатом понятие, т.е. выраженная в словесной форме сущность явления, данная в развитии и во взаимодействии с другими предметами и явлениями, отвлеченная от случайных, незначительных признаков.

Художественная деятельность рождает в конечном итоге образ, который, как и понятие, появляется в результате осмысления действительности и несет в себе определенное обобщение. Понятие приближается к истине настолько близко, насколько это возможно. Но образ, используемый для выражения истины, может уйти дальше, поскольку показывает реальность не в абстракции, а в конкретной художественной форме.

Если говорить просто, то понятие и образ – две формы познания действительности. Но по значимости они разные, поскольку литература всегда опирается на достижения науки и философии, она является проводником новых идей в обществе.

Если понятие стремится соответствовать реальности, быть объективным, то художественный образ субъективен. Являясь обобщением, образ должен иметь конкретное чувственное воплощение, будь то картина, музыка или текст. Художнику необходимо вложить в образ свой собственный опыт чувственного восприятия, что накладывает на любой созданный образ специфические черты, которые присущи только этому художнику. Это, кстати, называется авторским стилем.

Для понятия субъективность не только излишня, но и вредна, поскольку может привести к ошибкам, а образ без нее не может существовать.

Если понятие, ввиду постоянного познания мира, может дополняться, углубляться и изменяться, т.е. находится в развитии, то образ всегда закончен, поскольку конкретен. Совершенно нет никакой необходимости дополнять и изменять сонаты Моцарта или дописывать «Войну и мир» Толстого, потому как это законченные продукты человеческой мысли.

Если задача науки – познание объективной действительности, то задача искусства – формирование отношения человека к миру путем эстетического осмысления. Художественное произведение должно быть красивым, оно должно воспитывать чувство прекрасного, иначе в нем нет смысла. Литературный образ должен формировать у читателя представление о предмете или явлении, которое бы не только являлось отражением, но также и определенным отношением к нему.

Искусство, создавая художественную действительность, воспитывает и самого человека. Моделируя определенный идеал, искусство побуждает человека следовать ему. Значимость, например, соцреализма заключается в том, что он раскрывает сущность общественных проблем и одновременно дает решение их, опираясь революционную теорию марксизма. То есть продукт искусства воздействует на социальную практику читателя.

Понятие намного выше по значимости в деле познания мира, поскольку способно развиваться и объективно выражать истину, не зависящую от человеческого восприятия, наиболее точно и полно. Художественный образ неразрывен с субъективным восприятием, создает отношение к миру и формирует эстетическое чувство, а также он должен быть законченным. Это значит, что искусство всегда находится в подчиненном отношении к науке.

Но, тем не менее, это не принижает значение искусства и силы образа. Просто у науки и искусства разные задачи. Подчиненность одного другому обусловлена тем, что первой общественной потребностью человека является преобразование и познание мира, который является совершенно объективным и не зависит от восприятия человека, не имеет никакого отношения к эстетическим вкусам. Это создает необходимость беспристрастного и добросовестного отношения человека к нему, если он хочет избежать множества ошибок в этом деле. Инженеру, проектирующему космический корабль, нужно заставить его летать, а не выглядеть красиво. Следовательно, он будет опираться на результаты естественных наук. Художник же должен выразить определенное отношение к космическим полетам, ему можно даже не знать назначение всех частей космического корабля, чтобы выразить, например, на полотне, триумф человечества в деле освоения и познания космоса.

Следовательно, художественный образ – результат познания действительности, выраженный через определенное эстетическое восприятие художника, которое должно вызывать отношение человека к миру. Образ субъективен, неразрывно связан с создателем.

В художественной литературе образ формируется с помощью языка, и его полнота, красота и правдоподобность зависят от мастерства использования писателем языка, его возможностей, и от усвоения им, писателем, всего предшествующего художественного опыта человечества.

Источник



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.