Литература. Очерки. Часть I
27-11-2014

Литература. Очерки.

Часть I

Современная российская литература переживает кризис. Имея серьезную литературную традицию, в том числе и революционного направления, она в условиях капитализма вырождается, притом что некоторыми недобросовестными культурными деятелями этот процесс одобряется и их же руками совершается. Литература подменяется беллетристикой, искусство – масскультом.

Тем не менее, нельзя констатировать факт кончины литературы, поскольку существует предшествующий литературный опыт человечества, который нельзя отменить и который обязательно будет иметь прогрессивное развитие, если не сейчас – при капитализме, то потом. Поэтому в данной статье мы попытаемся бегло вспомнить, что было до него, и разобраться в том, что есть сейчас.

* * *

 

Язык существует как отражение процессов мышления, которое в свою очередь отражает действительность человека. Тут нельзя говорить о начале или конце, курице или яйце, ставить вопрос о том, что было в начале – мышление или речь, поскольку это взаимосвязанный процесс.

У животных есть первая сигнальная система, с помощью которой они могут выражать конкретные эмоции, связанные с определенной жизненной ситуацией. Она строится на взаимодействии условных и безусловных рефлексов с окружающим миром. Говоря просто, она служит основой для отражения действительности через ощущения.

Первая сигнальная система необходима животным для выживания и сама по себе не имеет потенциала для возникновения мышления. Для появления мышления нужна знаковая система, которая бы объединяла различные предметы действительности, имеющие общие существенные признаки, в одном знаке. А также служила для различения предметов действительности, создавая предпосылку для появления других знаков. Таким знаком в языке служит слово, которое является основой для второй сигнальной системы, необходимой для появления мышления. Без слова невозможно выделить понятие и, следовательно, невозможно теоретическое познание действительности.

Первая и вторая сигнальные системы соотносятся как конкретное и абстрактное. Первая необходима не только животным, но и человеку, для коммуникации на уровне эмоций, звуков и жестов, для выражения конкретного состояния и отношения к предмету действительности. Вторая же нужна для объединения и различения предметов по существенным признакам, т.е. абстрагирования.

Народы, которые проживали в лесной местности, знали множество видов деревьев, называя их по-разному: елки, осины, березы и прочие, поскольку они имели разные свойства и признаки. У одних иголки, у других листья, одни дают сок, из других получаются отличные лодки. Вместе тем, они осознавали и общее в них, сформировав понятие «дерево», общие признаки которых присущи всем деревьям вне зависимости их различий. У некоторых народов, живущих в снежной местности, есть слова, которые обозначают сразу несколько десятков различных видов снега. Зависимость лексикона от местности, контактов с другими народами и многих других факторов уже давно подмечена учеными-языковедами.

Доподлинно неизвестно, когда появился первый язык, и каким образом, но ясно, что связано это с развитием голосового аппарата у предков человека тысячи лет назад, который приспособился произносить членораздельные звуки, тем самым заложив основу для речи. Опыты с обезьянами, которых научили языку жестов, показывают, что у предков человека могли существовать и зачатки невербальной речи. В процессе усложнения трудовой деятельности появилась необходимость в коммуникации высшего порядка, т.е. в знаковой системе, что привело к развитию голосового аппарата, с помощью которого она могла функционировать. Во взаимодействии труда, общения и мышления появился язык. Что дало новый толчок для познания действительности.

Следующей стадией развития языка и речи является письменность.

Первоначально человек не нуждается в письменности, поскольку занят преимущественно выживанием. Должен был развиться определенный уровень культуры, при котором сохранение мудрости и знаний предыдущих поколений уже не могло передаваться из уст в уста, поскольку простое запоминание ограничено в возможностях. Должно было появиться государство, которое бы сделало возможным разделение умственного и физического труда. Нужны были люди, способные осознать язык как определенную грамматическую систему, суметь разделить ее на составляющие и дать им письменный знак – графему (буква, слоговой знак, иероглиф и т.д.).

Везде, где появлялось государство, возникала необходимость в письменности. Государству нужно законодательство, закрепление религиозных норм, возможность вести учет экономической деятельности, торговать, устанавливать договоры с другими государствами и так далее. Возрастание территорий, усложнение управления требует более надежной формы сохранения информации, чем это предоставляла устная передача и ее запоминание.

Там, где в первозданном виде сохранился родоплеменной строй, там нет никакой письменности и по сей день.

* * *

 

Марксизм учит, что общество развивается закономерно, от одной определенности к другой. В определенном историческом моменте истории противоречия между двумя противоборствующими классами достигают такого уровня развития, что один из них вынужден уничтожить другой, чтобы продолжить развитие на новом уровне, который неизбежно, в свою очередь, достигнет предела и приведет к новому скачку в развитии и к появлению другого противоречия между другими классами. Если говорить проще, развитие общества происходит закономерно, имея периоды более и менее стабильного и устойчивого движения к столкновению классов, которое неизбежно завершается революцией. Так движется история: от первобытного общества к рабовладельческому, от последнего к феодализму, от него – к капитализму, пока классы не будут уничтожены в ходе коммунистической революции.

В истории литературы действуют те же диалектические законы развития. Происхождение любого письменного памятника художественной литературы, тематика, сюжет, фабула, форма произведения на всех уровнях обуславливается историческим моментом, в котором он создавался.

Во время первобытно-общинного строя литературы не существовало. Как мы сказали ранее, еще не было письменности, поэтому говорить о литературной деятельности нельзя. Но почти вся литература периода рабовладельческих отношений и первых классовых государств уходила корнями в первобытную мифологию. Герои «Илиады» и «Одиссеи», трагедий Софокла, Еврипида и Эсхила – почти все полулегендарные, а то и вовсе мифические личности; в мире произведений этих авторов боги существовали вместе с людьми, помогали или мешали им.

Древнейшие мифы первобытных времен существовали и передавались дальнейшим поколениям в устной форме. И они всегда существовали как часть истории племени, они включали в себя и представления о материальном мире, и о человеке, о богах и духах. То, что было в мифах вымышленного или нафантазированного, никак в сознании первобытного человека не отделялось от самого мифа. Миф здесь существует как часть человека, миф никогда не отделялся от реально существующего мира и был формой его отражения в голове примитивного человека. В нем было его прошлое, настоящее и будущее. Не имея в распоряжении достаточных сведений об окружающем мире, не понимая его и справедливо страшась неизвестности, первобытный человек должен был дать объяснение явлениям. Никаким другим способом он сделать этого не мог, кроме как через миф и отожествление сил природы с языческими богами. Так он пытался его познать и расположить к себе.

В такой форме мы должны понимать древние магические обряды, которые сопровождались песнями и танцами, а древние наскальные рисунки – приложениями к ним. Все эти зачатки последующих форм искусства в первобытное время были специфическими попытками познать окружающий мир. Позже, во время расцвета классовых государств, мифы обрабатывались, стала осознаваться сила художественной формы, в которую облекают содержание, и литературная деятельность стала видом искусства. Например, античный театр, родоначальник современного театра, появился из мистерий – богослужений, посвященных Дионису, а слово «трагедия» в буквальном переводе с древнегреческого означает «песнь козлов» (песни распевали «сатиры» – переодетые в козьи шкуры участники хора).

Мифологическое мышление как способ отражения мира сохраняется и сейчас, даже в среде городских жителей, оно является основой для устного народного творчества – фольклора. Когда миф теряет свое прежнее сакральное значение и перестает быть частью жизни и производства, тогда он становится сказкой, а обряд – праздником (вспомним хотя бы масленицу).

В рабовладельческий период истории человечества литературная деятельность была привилегией господствующего класса. В то время литературная форма стала осознаваться как особый инструмент, который может сделать содержание более убедительным и поэтичным. Примером может служить поэма Тита Лукреция Кара «О природе вещей», в которой изложено материалистическое философское учение Эпикура; «Метаморфозы» Овидия являются сборником античных мифов, облеченных в форму поэмы; «Энеида» написана Вергилием по просьбе Октавиана Августа, чтобы показать исключительность римского народа и самого Августа, который, согласно поэме, является потомком Энея – главного героя произведения.

Литература еще во многом связана с мифами и фольклором, но уже начинает отделяться них.

При феодализме художественная литература развивается в рамках монотеистических религий. Монополия церкви на знание распространялось также и на искусство. В литературе особенно это видно на примере древнерусской и русской литературы до начала 18 века. В это время преобладают преимущественно церковные жанры.

Монахи вели летописи, писали жития и хождения и т.д. Эти жанры нельзя причислять к чисто художественным, но, тем не менее, художественность таких произведений не оставляет сомнения. Часто в них говорится об исторических события, как, например, в «Слове о полку Игореве», или в «Повести временных лет».

Князья, или феодалы в Европе, выставлялись, что характерно для того времени, как добродетельные покровители народа (например, «Повесть о Петре и Февронии Муромских»). «Моление Даниила Заточника» является прославлением князя Ярослава Всеволодовича.

Епифаний Премудрый написал «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского», где говорится о священнике Стефане, который вел паломничество среди пермских язычников XV века.

Примеров можно приводить много, но видно, что художественная русская литература до эпохи классицизма была наполнена преимущественно религиозным содержанием и была связана с церковью.

Западная литература периода средневековья отражала в художественной форме реалии феодализма. Был популярен рыцарский роман, жанр баллады, прославляющий подвиги феодалов на войне.

Так продолжалось до эпохи Возрождения. Ее гуманистический дух стала отражением времени, когда зарождавшиеся капиталистические отношения стали вступать в конкуренцию с прежней производственной системой – феодализмом. Эти изменения в обществе стали нуждаться в идейном обосновании, которое предоставила литература. Гуманистические тенденции находили свое выражение в произведениях Шекспира, Сервантеса, Данте.

В эпоху Возрождения отрицалась предыдущая литературная традиция. Жизнь в этот период отражается в художественном произведении уже не как существование человека в религиозной покорности перед величием бога, здесь человек приобретает самостоятельность, здесь не отрицается все физическое как ранее, а наоборот – центром художественного произведения, становится человек, его ум, сила и красота. Первые весточки психологизма, как основного приема литературы реализма, мы видим в шекспировских трагедиях.

Классицистическая литература более позднего времени продолжала идейные тенденции Возрождения, но термин «классицизм» относится скорее к форме произведения, к сюжету, фабуле и стилю. Это выражается в том, что классицисты повсеместно проводили изменения в языке, формируя особый стиль и принципы, по которым нужно было создавать произведение. В литературе начинают осознаваться законы и связи, так что классицисты ставили перед собой задачу формирования канонов художественного языка. В это время появляются теоретические работы, которые формируют направление классицизма: «Поэтическое искусство» Никола Буало, веком позже выходят работы Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» и Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства».

Классицизм опирается на античные жанры, в частности «Поэтика» Аристотеля является первой работой по теории драмы. Античные сюжеты часто становятся основой для классицистических произведений.

Конфликт трагедий построен на противостоянии долга и чувства. Причем, долг всегда побеждает, даже если герой погибает при этом, то он все равно сделает все правильно. Классицист формирует образы, которые выражают не отдельных, частных людей, он не склонен создавать реалистичных персонажей, образы у классициста выражают определенные силы в обществе, а герои выступают как представители их.

Сентиментализм представляется как отрицание классицизма. И действительно, он ему полностью противоположен. Гражданская тематика исключается, разум и долг отбрасываются в пользу чувствительности. Акцент на внутреннем состоянии человека создал возможность появления важного для дальнейшего развития литературы художественного приема психологизма. Он будет важен и для романтизма, и для реализма. Часто действие сентименталистских произведений происходило в дороге, на природе и сопровождалось описанием впечатлений от окружающего. И по форме, и по содержанию сентиментализм более «живое» направление, он начинает процесс избавления литературы от стилевых и жанровых условностей и дает художнику больше свободы.

Примерами литературы сентиментализма могут служить произведения Руссо, роман Гёте «Страдания юного Вертера», «Бедная Лиза» Карамзина, отчасти Радищев с его «Путешествием из Петербурга в Москву».

Следующим литературным направлением будет романтизм. Это последнее глобальное направление в литературе перед реализмом, которое имеет еще установки в содержании, где герои произведения, их мироощущение, сюжет сильно связаны с самим направлением.

Романтические произведения строятся на противоположностях. Реальное и фантастическое, природа и город, действительность и идеал. Романтическое мироощущение обусловлено во многом разочарованием, которое принесли последствия Великой французской буржуазной революции. Даже состояние типичного романтического героя – меланхолия (например, «Рене» Шатобриана) говорит об этом. Второй типичный для романтизма герой — бунтарь («Михаэль Кольхаас» Клейста или «Дубровский» Пушкина), тоже выражает настроение писателей романтизма.

Романтического героя теоретики литературы обычно называют исключительным человеком в исключительных обстоятельствах. Во многом это так и есть. Писатели романтизма хотели создавать необычные произведения в противовес классицизму, который ими отрицался. Стоит, однако, добавить, что романтический герой внутренне непротиворечив и не развивается, это роднит его с классицизмом. Действительное внутреннее развитие получает реалистический герой.

Писателями романтизма часто используют фольклорные мотивы или поднимают мистические темы, а также религиозные. В романтических произведениях сплетается фактическое и реальное, что делает значимым прием гротеска.

Последнее литературное направление, которое набрало силу и стало главным направлением во время утверждения буржуазного общества, которое сейчас является практически единственным — реализм.

О реализме и современном состоянии литературы мы поговорим в следующей части.

Источник



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.