Критика либертарной философии. Часть II
15-11-2014

Во второй главе брошюры «Анархизм как философия» затрагивается тема науки:

«Вся наука это ни более, ни менее как то, что говорят профессора с кафедр (в своей интерпретации, со своей точки зрения) плюс рефлексии отдельных индивидов, которых эти профессора часто до кафедр и не допускают.

Наука это не монолит, а зыбкое, очень сложное подвижное образование – даже в своих основах, которое, если его положить в основу некоего философствования – еще не делает это философствование адекватным реальности, потому что сегодня – наука одна, а завтра – наука другая, ее развитие не есть поступательная прямая линия».

Здравствуй, субъективный идеализм!

Наука по Саблину — это, оказывается, всего лишь сообщество профессоров, которые что-то там вещают с кафедры, не допуская к себе особо рефлексирующих граждан.

Занимательно наблюдать, насколько же деградировал анархизм со времен Кропоткина. Еще занимательнее видеть тех коммунистов, которые призывают «жить дружно» и не критиковать братьев-леваков.

Однако что же так роднит коммунистов и анархистов, чтобы нам приходилось сейчас закрывать глаза на такие теоретические изыски?

Призывы свергать власть имущих?

Неприятие национализма и ксенофобии?

Антиклерикализм?

Но объединяться любому политическому движению нужно прежде всего на тезисе «за что мы сражаемся», а не «что мы ненавидим».

Ведь тогда в свои широкие левые ряды пора принимать различных борцов за нравственность, националистов и либералов всех сортов, ведь найдется хоть одна точка прикосновения, где мы сойдемся на взаимном неприятии чего либо.

А между тем, любой компетентный коммунист возразит анархистам и скажет, что наука — это не совокупность чьих-то там согласованных мнений. Наука — это способ познания объективной реальности, не зависящей от нашего сознания.

Если же говорить о самой истине, то она делится на абсолютную и относительную. Человечество в своем развитии движется по пути постижения этой абсолютной истины, которая существует, но этот процесс происходит через познание истин относительных. Движение от истины более низкого порядка к истине более высокого порядка, от одной относительной истины к другой и есть научное познание.

Можно было бы, конечно, написать, что наука в капиталистическом обществе подчинена капиталу, что ее развитие идет из соображения рентабельности и прибыли, а потому стоит освободить ее от частнособственнических отношений ради новых и новых открытий, которые бы смогли улучшить жизнь каждого жителя планеты Земля.

Но даже до такой банальной мысли анархист Саблин не смог добраться в своих рассуждениях. Вместо этого он говорит:

«В большинстве современных государств наука превращается в государственную идеологию — благо большинство чиновников в ней не разбираются, иначе бы она стала еще более авторитарной. Она становится закрытой и отдаляющейся от общества; о каком-либо ее успехе громко трубят на каждом повороте, а о провалах не услышите никогда – будто их не бывает. Либо открытая наука – для всех, для каждого, для общества, либо вообще не нужно никакой науки. Ученый, который не способен объяснить семилетнему ребенку чем он занимается – шарлатан, занимающий место постольку, поскольку не способен найти другое рабочее место в этом капиталистическом обществе».

По всей видимости, анархист Саблин не знаком с историей науки, со всеми ее взлетами и падениями. Взять хотя бы знаменитый кризис классической физики в начале XX века, который был успешно разрешен не поголовным отрицанием ньютоновских законов, как думает Саблин, а, наоборот, усложнением физической картины мира и введением в нее микро и макро уровней.

И, наконец, последнее:

«Либертарная философия не является антисциентистской, но смотрит на науку без всякого почтения – как на инструмент, как на культурный феномен».

Именно здесь у коммунистов и анархистов расходятся пути. Не в вопросах о диктатуре пролетариата, сущности государства или формационного подхода к истории. Нет, сама суть расхождений коммунистов и анархистов — это признание/использование научных знаний в своей теоретической и практической работе или нет.

Источник



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.