Критика либертарной философии. Часть I
25-10-2014

 

Брошюра Дмитрия Саблина «Анархизм как философия», что встретилась мне в библиотеке Автонома, вызывала смешанные ощущения – смесь «легкого» недоумения, смеха и разочарования. Если вы думаете, что только КПРФ или Суть времени могут похвастаться своими теоретическими изысками, то вы глубоко ошибаетесь.

Обо всем по порядку.

1. Что мы понимаем под словом философия?

Начинается она с анекдота, который якобы должен прояснить обывателю сущность философии. Далее идут определения:

«Философия – это способ мышления. Философия – это не наука, но философия это знание, хотя и специфичное знание. Специфика его в том, что при всем многообразии философских направлений оно никогда ничего не доказывает.

Философия это логические капканы, которые расставляют интеллектуалы для людей интересующихся, но и не очень далеких. Прежде всего для тех из них — которые занимаются фетишизацией знания и попытками сведения его к абсолюту».

Из этих слов мы делаем вывод, что Кант, Декарт, Спиноза, Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин и другие «не очень далекие люди» философами не являются, потому что использовали в своих рассуждениях… логику, факты, конкретику…

А философами на самом деле являются свободомыслящие граждане, которые рассуждают о строении Вселенной, не прибегая к астрофизике, химии, математике и прочим тоталитарным наукам. Главное во время «философствования» сказать, что это всего лишь их точка зрения, не претендующая на истинное знание.

По Саблину, нет и не может быть развития философии – все многообразие философских школ взялось просто из ниоткуда, без причин.

На самом же деле, философия неразрывно связана с историческим развитием общества, с наследием прошлых эпох и его конфликтами и противоречиями. По мере развития философия отражает законы объективной реальности все точнее, выводит объективные закономерности, которые работают независимо от нашей воли.

Идем дальше:

«Есть два взгляда на вещи. Один – это когда вы стоите на остановке и говорите себе: “Через пять минут сюда подъедет автобус, я в него сяду и поеду”. Второй – когда водителю в глаз залетел комар и он врезался в столб. Тысячу раз в одно и то же время проезжал здесь автобус и вдруг в 1001 не проехал.

Детерминист обязательно возразит на этот пример: для того, чтобы автобус не приехал, есть причина (комар) – и это обличит и выдаст его, потому что “на все есть и причина”, потому что его постулирования опрокидываются как минимум на всю Вселенную и совершенно логичным будет спросить: а почему комар укусил его и именно в данный момент? Этот вопрос не лишен смысла, не смотря на то что в дальнейшем он распадается на бесконечное число “почему?”. Любители порядка, конечно же, возразят, что говорят о причине только для данного конкретного случая.

Хорошо, а почему тогда ваши выводы касаются всего мира? “Потому что у всего есть причина”. Тогда мир просто мощный комплекс перекрещивающихся между собой причин и следствий (настолько густых — что просто не продыхнуть!). Докажите это».

Почему комар укусил его и именно в данный момент? По всей видимости, потому, что комар проголодался в этот момент. Стоит ли в этом действии искать потаенный смысл стечения обстоятельств? Будь я эзотериком, гадалкой или шаманом, то непременно бы соотнес комара к темным силам или порекомендовал бы почистить карму. Но, к счастью, я не зарабатываю деньги на невежественных людях, поэтому просто посоветую закрывать окно в автобусе. Потому что комары залетают в них. И они питаются кровью, поэтому кружат вокруг людей. Неужели так трудно это понять?

В мире действительно каждое явление имеет свою причину. А выявление причин как раз дает основания действовать со знанием дела, а не рассчитывать на авось. Именно познание необходимости освобождает человека от слепой «случайности».

Благодаря открытию причинно-следственного закона естественные и общественные науки достигли всего того прогресса, что мы сейчас имеем.

Ну, а любители «пофилософствовать» на досуге в своем свободном от шовинистической науки мирке могут продолжать и дальше критиковать не очень далеких людей, пользуясь их плодами.

Источник



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.